Экологичный транспорт, энергия от ветряков и солнечных батарей и перевозка грузов с помощью беспилотников. Все это — наше далекое будущее. А возможно, не такое уж и далекое. Модель «зеленого» мегаполиса представили на выставке «Город будущего», которая прошла в рамках Климатического форума городов России. «Город будущего» — это модель города с архитектурой, вписанной в природный ландшафт, с умными домами и транспортом, не загрязняющим окружающую среду. На выставке показали не только технологии, которые разрабатываются, но и те, которые постепенно входят в нашу жизнь. Например, беспилотные электрокары пока только тестируют на закрытых территориях. Зато солнечные батареи столица уже давно использует. Роботы, беспилотники и электрокары На входе на выставку гостей встречал голубоглазый робот Алантим. Он фотографировал посетителей, интересовался, нравится ли им выставка и даже поддерживал беседу. Неподалеку расположились роботы другого типа — беспилотные электрокары. «Матрешка» — это экспериментальный микроавтобус на электрической тяге. Она не только ездит без водителя, но и быстро превращается из микроавтобуса в грузовик. «Такая модель подходит для крупных предприятий с большой территорией. Утром “Матрешка” может развозить сотрудников, днем — грузы, а вечером — снова работников», — рассказал представитель компании-производителя. Сейчас «Матрешка» на стадии тестирования. Разработчики учат ее определять движущиеся предметы, а также реагировать определенным образом на различные дорожные ситуации. Беспилотный микроавтобус ориентируется с помощью так называемого компьютерного зрения. Это шесть камер по периметру, ультразвуковые и инерционные датчики, а также связь с системами GPS и ГЛОНАСС. «Благодаря этому “Матрешка” выстраивает картину вокруг себя. Мы сейчас решаем, какие вещи ей необходимо определять, а какие — не обязательно. Понятно, что она должна распознавать здания, знаки, пешеходов и дорожные препятствия. А например, каждый листик на дереве или цвет предметов ей не нужны», — пояснил представитель компании. Первая «Матрешка» ездила по центру «Сколково», сейчас испытания переместили на территорию технопарка «Калибр». Там для нее создали специальную трассу со знаками, остановками и разметкой. Гостям выставки показали и беспилотный электробус «ШАТЛ» (широко адаптивная транспортная логистика). Он сможет самостоятельно выбирать оптимальный маршрут. Пользователю необходимо будет только ввести через приложение информацию о желаемых остановках и конечном пункте назначения. Два автопроизводителя представили на выставке электрокары, которые уже запущены в массовое производство, — одноместный концепт-кар, стандартный грузо-пассажирский автомобиль и красавицу бизнес-класса. Также посетители «Города будущего» посмотрели, как устроены электрические зарядные станции. Еще один проект для перевозки грузов — беспилотные летательные аппараты. Один из образцов — огромный квадрокоптер, который сможет перевозить до 250 килограммов. Также на выставке представили древесину павловнии. Это дерево отличается тем, что очень быстро растет, прибавляя в год до пяти метров. Павловнии хорошо подходят как для озеленения улиц, так и для производства стройматериалов. Дома: умные, экологичные и… летающие Конечно, в городе будущего дома будут умными. Всеми системами в них можно будет управлять через приложение в смартфоне. Понижать или повышать температуру, регулировать освещение, заранее задать схему, по которой будет включаться и выключаться свет. Для загородных домов и ферм одна из компаний — участниц выставки предложила проект системы автономного и резервного энергоснабжения. Естественно, работающей с помощью возобновляемых источников энергии. А еще любой посетитель мог осветить огромное офисное здание. Для этого нужно было встать на тренажер для ходьбы и шагать. Чем быстрее идешь — тем больше этажей освещается в макете небоскреба. Солнечными батареями и ветряками уже никого не удивишь. Они давно стали нашим настоящим. А вот летающий дом с солнечными батареями — это что-то новое. Концепцию автономного аппарата, способного находиться в воздухе по несколько месяцев, представили еще одни участники выставки. «Летающий дом обладает неограниченными возможностями автономного существования, если не гнаться за большой скоростью. Для поддержки всех систем достаточно солнечной и ветровой энергии. Мы считаем, что последним препятствием к преодолению границы между жильем на земле и в небе остается стереотип о том, что скорость является базовым критерием эффективности летательного аппарата», — уверены авторы идеи. Летающий дом может использоваться не только по своему прямому назначению, то есть как жилье. Также он может стать аэрояхтой, станцией для экспедиции, грузо-пассажирским транспортным средством или медицинской лабораторией для диспансеризации людей в труднодоступных регионах. Первый климатический форум Первый климатический форум городов России собрал экспертов-экологов, представителей федеральных и региональных властей, бизнес-сообщества, общественных организаций, а также всех неравнодушных к проблемам экологии. В течение двух дней специалисты обсуждали, к чему приведет изменение климата, как к этому подготовиться и свести к минимуму риски. Участники форума приехали из 36 российских регионов и из 16 стран мира. За два дня выступили около 300 спикеров, прошли восемь пленарных заседаний и 24 круглых стола. На форуме работали лекторий и экокинотеатр. «Москва сейчас больше готова к климатическим изменениям, чем, допустим, семь лет назад. Существенно повысилась энергоэффективность городского хозяйства и инфраструктуры, введены современные энергоблоки и парогазовые установки, обновляются сети, трансформаторы, электроприводы, за счет этого сокращаются потери в электросетях, выросла доля теплогенерации. В результате последние несколько лет нам ежегодно удалось экономить шесть миллиардов кубометров газа. Это где-то 26 процентов от объема потребления нашего города. Сэкономленное топливо могло бы обеспечить энергией двухмиллионный город», — рассказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский. В Москве постепенно растет доля возобновляемых источников энергии. А углеродный след от автотранспорта, напротив, уменьшается. За последние годы заметно обновился городской автопарк. За счет снижения перепробегов и оптимизации движения расходуется меньше топлива, все более популярными становятся каршеринг и велодвижение. Также активно развивается общественный транспорт, причем экологически чистый — метрополитен и трамвай. В прошлом году открыли Московское центральное кольцо. Этот глобальный инфраструктурный проект кардинально трансформировал городскую модель перевозок.
Предыдущая запись
Следующая запись