Без рубрики

Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки

Секреты закулисных профессий раскрывает Приморская сцена Мариинского театра

Они не выходят на сцену и не купаются в овациях зрителей после спектакля. Эту честь они уступают артистам — и по праву. Но, восхищаясь оперой или балетом, мы, зрители, восхищаемся и их работой. Знакомьтесь — мастера закулисных профессий Приморской сцены Мариинского театра.СюжетОпера

Сегодня наш собеседник — Мария Мигерина, художник-гримёр. Работать она пришла ещё в Приморский театр оперы и балета, в 2013 году. И вот уже 11 лет занимается любимым делом.

Мария МигеринаМария МигеринаФото: Илья Коротков / Пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра

Мужики, пора краситься

— Сегодня в драматических театрах актёры нечасто прибегают к сценическому гриму, как, например, это делали в середине прошлого века, редко используют парики. Но в театре оперы и балета ситуация иная, верно?

— Да. Понимаете, в драматических театрах зрительный зал находится непосредственно перед сценой. Артистов можно хорошо разглядеть и, конечно, они должны выглядеть почти как в жизни, может быть, чуть поярче.

А в театрах оперы и балета между сценой и зрительным залом есть оркестровая яма, которая создаёт дополнительное пространство. Кроме того, на Приморской сцене Мариинского театра зрительный зал — это сразу четыре этажа! Добавим к этому ещё огромное количество софитов, под которыми обычный макияж становится просто прозрачным и незаметным. Именно поэтому нашим артистам, артистам оперы и балета, делается совсем другой грим. Более утрированный, яркий. Например, мы визуально делаем глаза большими: поднимаем бровь, нижнюю стрелку рисуем ниже века, прорисовываем белым, чтобы увеличить глаз. Выделяем ярко скулы, чтобы сделать черты лица более чёткими, чтобы оно не смотрелось плоским.

При близком рассмотрении наш грим выглядит грубоватым, перенасыщенным, можно сказать. Однако на сцене он выполняет свою задачу на все «сто»!

— Вы гримируете всех артистов или есть те, кто сами с этой задачей управляются?

— Если говорить об исполнителях главных партий, солистах — как оперных, так и балетных, то в основном гримируем всех мы. Также наш цех красит весь мужской состав предстоящего спектакля: мужской хор, мужской миманс, мужской кордебалет. Женская же часть коллектива — хор, миманс, кордебалет — зачастую делает грим самостоятельно.

Но есть и исключения: спектакли, которые требуют особого, характерного грима. В их числе — оперы «Аида» (16+), «Турандот» (16+), действия которых происходят в Египте и Китае соответственно. В таких случаях мы гримируем абсолютно всех артистов, задействованных в постановке, перевоплощаем под жителей и героев определённой страны, эпохи.

— Это ж за сколько часов до начала представления нужно начать работу, чтобы загримировать несколько десятков артистов, ведь та же «Турандот» — ну очень густонаселённая опера…

— Мы стараемся закладывать на грим минимум два часа. Когда перед спектаклем идут репетиции, то часть состава мы гримируем перед репетицией, а часть — после.

— Представляю себе эту очередь в гримёрную. А есть какие-то нормативы, ну, например, по 10 минут на человека?

— Нет, — смеётся Мария Мигерина. — Просто есть гримы, повторюсь, разной сложности. Опытный мастер нанесёт классический мужской грим за несколько минут. Тон, глаза, брови, скулы — всё это красится очень быстро. А если грим характерный, более сложный, соответственно, время увеличивается.

— Вы используете профессиональные средства, выпускают ли сегодня театральный грим?

— Специально для театрального грима выпускаются тоны. Обычный тональный крем, даже очень хороший, для театра и условий работы на сцене не годится. Ведь на сцене — софиты, яркий горячий свет, соответственно артисту жарко, лицо начинает краснеть. Поэтому театральный тон очень плотный, жирный, свою работу выполняет на «отлично». Ну, а для всего остального мы используем просто хорошую косметику: стойкую подводку и тушь, качественные пудру и сухие текстуры, чтобы всё держалось. Для этих целей также используется база под макияж, которая не даёт тональному крему потечь.

Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки1Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки2Создание образа Смеральдины (актриса Ирина Колодяжная)Создание образа Принца (солист Алексей Смирнов)Создание образа Фарфарелло (солист Геннадий Ахмедов)Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки6Создание образа Принца (солист Алексей Смирнов)Создание образа Принца (солист Алексей Смирнов)«Любовь к трем апельсинам»Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки10Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки11Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки12Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки13Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки14Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки15Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки16Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки17Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки18Фото: Илья Коротков / Пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра

— А есть ли разница между гримом для балетных и оперных артистов?

— Есть. Опера более статична, артисты меньше двигаются, поэтому и грим приближен к «человеческому». Если это нижняя стрелка, то она повторяет линию глаза, если это скула, то она более растушёванная. Макияж для оперы выглядит более естественным. В балете же — постоянное движение, и при этом зритель должен видеть лицо артиста. Поэтому грим в балете более чёткий и утрированный.

— Сколько слоёв грима, получается, вы наносите на лицо артиста?

— Да столько же, сколько и обычно женщина на себя наносит, когда делает макияж: база, тон, пудра… 4-5 слоёв. Ресницы мы, как правило, не красим, а приклеиваем накладные, чуть выше линии роста натуральных ресниц. Это делается, чтобы максимально открыть взгляд.

— Смывать грим сложно?

— Нет. Как правило, артисты сами это делают, мы только обеспечиваем их специальными салфетками. А бывает, что и домой едут, не разгримировываясь. Всякое случается.

— Но ведь есть ещё и грим, когда, например, требуется сделать шрамы или что-то в этом духе…

— Да, чтобы изменить лицо, требуются накладные детали — не только шрамы, но и накладные носы, например. Такой вид грима называется пластическим. Сегодня для создания таких эффектов чаще используется латекс, но и без классического, знакомого всем гримерам уже десятки лет гумоза тоже не обойтись. Приклеиваем всё специальным клеем на спиртовой основе.

Создание образа Леандра (солист Дмитрий Неласов) к спектаклю «Любовь к трем апельсинам»Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки20Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки21Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки22Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки23Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки24Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки25Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки26Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки27Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки28Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки29Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки30Создание образа Леандра (солист Дмитрий Неласов) к спектаклю «Любовь к трем апельсинам»Фото: Илья Коротков / Пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра

Усы в нос

— Какие спектакли Приморской сцены Мариинского театра самые сложные — с точки зрения использования грима, париков?

— Пожалуй, самый сложный спектакль для гримёров и костюмеров — балет «Спящая красавица» Петра Чайковского (6+). Там используется около 160 париков и 120 украшений, которые в течение спектакля постоянно меняются на артистах. За кулисами дежурим мы и костюмеры, и у всех сущие минуты, чтобы переодеть артистов, поменять парик, украшение. Всё это в ритме, в темпе, но при этом быстро и аккуратно.

Из оперных же спектаклей по количеству грима лидирует «Аида» (16+) Джузеппе Верди. Также очень интересные, яркие образы можно увидеть в опере «Любовь к трём апельсинам» (16+) Сергея Прокофьева.

— Вы часто используете парики?

— Это зависит от спектакля. Если постановка классическая, то внешний вид артистов должен соответствовать времени, эпохе. Например, в «Пиковой даме» Петра Чайковского действующие лица должны быть в белых напудренных париках. Их в этой постановке используется аж 130 штук. Или, например, в париках ходят герои оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (18+). Но зачастую подходящие причёски мы можем сделать артистам и сами — например, в «Кармен» (16+), «Евгении Онегине» (12+), «Травиате» (16+), где достаточно добавить артистам накладные локоны.

— Интересно, гримёру удобнее, когда у артистки, например, длинные или короткие волосы?

— А здесь тоже всё неоднозначно, — улыбается Мария Мигерина. — Конечно, причёску оперной певице или кичку балерине удобнее сделать из натуральных волос. Но если образ требует парика… То тут длинные волосы становятся проблемой. Тогда мы заплетаем их в плотные косички и укладываем вокруг головы, и только потом надеваем парик.

— А бывает так, что приходится «натягивать сову на глобус», ну то есть парик маленького размера на крупную голову?

— Бывает. Бывает и наоборот, когда парик великоват. И тут тоже приходится искать выходы, подтягивать, закреплять.

— Случалось ли, что во время спектакля у артиста парик слетел или там нос расшатался?

— Ой, — смеётся Мария Мигерина, — помню один случай. В опере «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (6+) есть сцена, где несколько казаков, в том числе сельский Голова, залезают в мешки, помните? Потом Вакула выносит их на улицу из дома Солохи. Так вот, там, в мешках, артистам тесно, неудобно… И вот однажды одно неловкое движение соседа — и всё, герой остался без усов. А усы особенно важны для героев этой оперы — длинные, колоритные, казацкие…

Оперный солист Геннадий Ахмедов, который тогда пел Голову, рассказывал, что просто опешил: что делать? Ему сейчас из мешка вылезать и арию петь, а тут… От отчаяния он засунул себе усы поглубже прямо в нос, молясь, чтобы они не выпали. Вылез из мешка, спел — и быстро-быстро за кулисы. Там мы, конечно, быстро всё вернули на место — клей всегда под рукой.

Сергей Плешивцев в образе Кухарки в спектакле «Любовь к трем апельсинам»Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки32Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки33Спектакль "Любовь к трем апельсинам"Спектакль «Аида»Спектакль «Аида»Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки37Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки38Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки39Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки40Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки41Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки42Сергей Плешивцев в образе Кухарки в спектакле «Любовь к трем апельсинам»Фото: Илья Коротков / Пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра

— А именные парики бывают? Для конкретного солиста на конкретную роль?

— Бывают. Но случиться может так, например, что парик делали под размер головы Анастасии Кикоть, а потом в театр приехала приглашённая солистка на ту же партию. Индивидуальный парик ей никто делать не будет. И выйдет она в Настином парике, мал он или велик, неважно.

— Парики театр сам не делает?

— Нет. И вообще во Владивостоке нет такой компании, которая занималась бы изготовлением париков. Мы их заказываем в мастерских Санкт-Петербурга. А вот усы, бороды, бакенбарды, ресницы для спектаклей плетём сами. В частности, и я плету.

— А из чего? Из натуральных волос?

— И натуральных, и волос буйвола. Но чтобы начать работу с волосом, нужно подвергнуть его достаточно долгой обработке, в том числе термической. Это необходимо, чтобы убрать лишнюю влагу, лишние жиры.

— Сложный ли уход за париками?

— После спектакля они тщательно просушиваются, надеваются на болванки и отправляются на склад. Для париков важно, чтобы было сухо, не жарко, не холодно, и никакого солнечного света, то есть окон. Перед спектаклем мы заранее достаём все парики, при необходимости расчёсываем, подкручиваем, приводим в тот вид, в котором он должен быть. Бывает, что такую работу и за две недели до спектакля начинаем, чтобы всё вовремя успеть.

— Когда над постановкой нового спектакля работает художник, он согласовывает с вами идеи внешнего облика героев?

— Если спектакль из Санкт-Петербурга, который в идентичном виде переносится на нашу сцену, то мы всё делаем по паспорту спектакля, чёткой инструкции. Если же постановка новая и создаётся на нашей сцене, то постановщики спектакля рассказывают нам, каким должен быть тот или иной образ: например, юная красавица или старый злой дед… Мы предлагаем варианты, пробуем их на артистах, обязательно проводим репетиции грима.

Вообще без репетиций грима на сцене не обойтись, потому что одно дело, как макияж выглядит в гримёрке, и совсем другое — как под софитами. Там сразу видно, нужно ли добавить тёплого или холодного тона, что-то убрать…

— И под занавес вопрос: вот вы так много лиц рисуете, делает грим… Хочется ли вам рисовать своё лицо утром, наносить макияж?

— Не просто хочется, я это люблю! Я каждый день делаю себе макияж, придумываю что-то интересное. Это же моё дело, я ему училась, для меня это удовольствие — краситься.

Ранее «Восток-Медиа» сообщало о том, почему солиста балета заставили толстеть.

Утром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки43«Набери вес» — сказали танцору: солисты Мариинского театра о профессии и о себеУзнать подробнееУтром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки44«Люблю хачапури» — сказала балерина: солисты Мариинского театра о профессии и о себеУзнать подробнееУтром чернокожий, вечером китаец: что умеют гримёры приморской Мариинки45«Эх, на рыбалку бы» — сказал солист: артисты Мариинского театра о профессии и о себеУзнать подробнее#Новости#Спецпроекты#Культура#Владивосток#Балет#Опера#Приморская сцена Мариинского театра#Приморский край

Источник: vostokmedia.com

Похожие записи

ДТП с тигром могут приравнять к незаконной охоте в Хабаровском крае

Хабаровск открывает двери для нового искусства

Картина дня в Приморье: вечерний дождь, машина в море и монстр на пляже

Огненная стена в семь километров потушена в Хабаровском крае

Дожди, снег и ветер: какая погода будет в Хабаровском крае 18 октября

В Сахалинской области ведется активная работа по поддержке самозанятых

Выпускники и курсанты «Муравьев–Амурский–2030» принимают участие в ВЭФ 2024

Председателем Хабаровской городской думы большинством голосов избран Андрей Белоглазов

Сам свалил и сам убрал отходы виновник свалки в Хабаровском районе

Жителя Хабаровска отправили в тюрьму за убийство отца

Почему автомобилист мнет травку и расстраивает соседку во Владивостоке? — видео

Удивительный случай с туристом и наркотиками произошел на таможне в Приморье

Ваш комментарий

+ 26 = 28

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее