В Законодательной Думе Хабаровского края обсудили речные перевозки по АмуруПоделиться
Валерий Постельник призвал участников совещания решать проблемы планомерно и поступательно
Фото: Законодательная дума Хабаровского края.
Река Амур для Хабаровского края — больше, чем просто водная артерия. Для жителей многих населенных пунктов региона это единственный способ добраться до «большой земли», попасть на прием к врачу, обеспечить себя предметами первой необходимости и решить много других жизненно важных вопросов. В связи с этим пассажирские водные перевозки помогают «сшивать» протяженный регион. Чтобы разрешить все связанные с этим проблемы, председатель постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Валерий Постельник провел совещание с депутатами муниципальных парламентов, представителями правительства Хабаровского края и компаний-перевозчиков.
«Главная задача нашей сегодняшней встречи — подвести краткие итоги навигации 2024 года в части краевых субсидированных и муниципальных перевозок, определить, какие у нас есть проблемы и найти их решение», — сказал председатель постоянного комитета Закдумы края по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Валерий Постельник, открывая совещание.
Представители Хабаровского муниципального района выразили обеспокоенность тем, что теплоход «Заря-173», курсирующий по маршруту Хабаровск — Победа с заходом в село Новокуровка, практически выработал свой ресурс. Добраться до села Победа можно только по реке, летом — водным транспортом, зимой — колесным по зимней переправе. В межсезонье единственный путь доставки людей и грузов — воздушный. В следующем году исполнится 50 лет с даты постройки теплохода «Заря», и депутаты Хабаровского района полагают, что следующий сезон судно отработать не сможет. В качестве варианта решения проблемы предложено рассмотреть возможность обновления парка судов.
В Амурском районе функционирует судно «Москва». Оно связывает районный центр с селом Вознесенским на правом берегу Амура. За период навигации 2024 года оно выполнило 620 рейсов и перевезло порядка пяти тысяч человек.
В Николаевском районе с 2019 года действует речной маршрут из районного центра в населенные пункты, не имеющие автомобильного сообщения, за счет средств местного бюджета. Здесь проблема состоит в нехватке финансирования. Как сообщили в администрации района, в 2024 году организация перевозок обошлась местному бюджету в 13 миллионов рублей. Чтобы сохранить все маршруты в следующем году, Николаевскому району необходимо 27,8 миллиона рублей, однако в бюджете на эти цели заложено только три миллиона. Кроме того, в межсезонье для передвижения к отдаленным селам потребуется использование судна на воздушной подушке, что обойдется бюджету еще в 6,7 миллиона рублей.
Ульчский район — самый протяженный. Населенные пункты на его территории расположены по обоим берегам Амура, и добраться до них можно только по реке. Между ними курсирует скоростное судно на подводных крыльях, следующее по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре. Проблема района в отсутствии дебаркадеров в четырех населенных пунктах, что затрудняет причаливание судов и посадку-высадку пассажиров. Также маршрутами внутреннего речного сообщения с районным центром не связаны поселки Дуди, Солонцы и Ухта. А в периоды низкого уровня воды в реке водный транспорт не может подойти к селу Мариинскому. Кроме того, в 2024 году рейсы на маршруте Комсомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре прекратились на неделю раньше в связи с ограниченностью финансирования. Это также негативно сказалось на качестве жизни населения Ульчского и ряда других районов края.
Жители Комсомольского района нуждаются в увеличении числа рейсов речного транспорта.
По всем проблемным вопросам Валерий Постельник опросил представителей министерства транспорта и дорожного хозяйства и министерства финансов Хабаровского края.
«Если нам нужны водные перевозки, то мы должны ими заниматься плотно и уверенно. Поэтому за зиму нам нужно выработать правила, по которым мы с вами будем работать в навигацию. Если нужна помощь депутатов, мы готовы содействовать, налаживать взаимодействие со структурами правительства. Давайте найдем такие варианты, которые будут устраивать все стороны. Из-за сбоев в навигации мы теряем северные территории, люди просто уезжают оттуда», — предложил председатель комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры.
Также он подчеркнул, что на сегодняшний день возникла необходимость вернуться к самостоятельному строительству дебаркадеров на предприятиях региона, чтобы обеспечить качественное функционирование речного пассажирского транспорта. По мнению Валерия Постельника, сейчас край нуждается в четырех дебаркадерах, и судостроительные заводы способны такой заказ выполнить.
«Экономика проста. На ремонт двух старых дебаркадеров уходит 90 миллионов. Надо выйти с предложением рассчитать стоимость строительства новых дебаркадеров на Хабаровском судостроительном заводе. С учетом гарантийного срока службы, на мой взгляд, очевидно, лучше купить два новых, чем ремонтировать старые», — подчеркнул депутат.
Относительно износа теплохода «Заря» председатель постоянного комитета обратил внимание, что заключение о его годности к эксплуатации должна делать сертифицированная экспертная организация, и попросил компанию-перевозчика ООО «Компас» сообщить в Закдуму информацию о результатах проверки Российским речным регистром.
«Мы выслушали позицию перевозчика, Минтранса, комитета по ценам и тарифам, депутатов, районных властей. Если мы все вместе не начнем консолидировано работать на обеспечение доступности водных перевозок наших жителей, в период навигации это будет сделать еще сложнее. Давайте сделаем все так, чтобы наши жители даже не заметили, что в навигацию 2025 года были какие-то проблемы», — подвел итог совещания Валерий Постельник.
Источник: www.hab.kp.ru