Власти Хабаровского края готовы содействовать повышению открытости контрольно-надзорных органов региона для предпринимателей и вовлекаться в реализацию приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. При губернаторе Хабаровского края создана межведомственная рабочая группа по координации реформы. Совершенствование госконтроля на примере работы регионального Ростехнадзора обсуждалось 17 ноября на публичном балансовом мероприятии с участием куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта и главы Ростехнадзора Алексея Алёшина. Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. Регион всё чаще становится площадкой для обсуждения стратегически важных для страны вопросов, к которым относится и совершенствование контрольно-надзорной деятельности, отметил Вячеслав Шпорт. В этом году на территории края проведено 30 подобных встреч с предпринимателями, до конца года пройдёт ещё 5. Снижение административного давления на бизнес должно привести к принципиальным изменениям в самой философии контроля, перестроить её с принципа "найти нарушение и наказать любой ценой" на партнёрские отношения, сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба. Одним из эффективных элементов профилактики являются публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности, одно из них мы проводим сегодня. Сейчас назрела необходимость более глубокого вовлечения в реформу органов местного самоуправления. Административную нагрузку на бизнес можно снизить только совместными усилиями», — сказал губернатор. Он напомнил, что Ростехнадзор одним из первых начал внедрять в своей работе принципы «умного», риск-ориентированного госконтроля. По словам главы ведомства Алексея Алёшина, уровень аварийности и смертельного травматизма имеет тенденцию к снижению. С 2010 года, когда произошла авария на шахте "Распадская" и были ужесточены требования к обеспечению промышленной безопасности, и по 2016 год показатели аварийности снизились на 40%, а смертельных случаев — на 46% по всем видам надзора. При этом количество выявляемых нарушений остаётся стабильным, с очень небольшой тенденцией к снижению. Ежегодно мы выявляем около 800 тыс. нарушений», — отметил руководитель Ростехнадзора. Меры по реформированию контрольно-надзорной деятельности направлены в первую очередь на реформирование работы контрольно-надзорных органов. Следующим шагом, по мнению Алексея Алёшина, должны стать изменения в работе самого бизнеса — он должен стать более ответственным и добросовестным. Работа, проделанная Ростехнадзором с 2013 года в части повышения эффективности надзора, стала базой для других надзорных органов, отметил Михаил Абызов. Число предприятий, находящихся под наиболее пристальным контролем ведомства, сократилось с 290 тыс. до 175 тыс., а к наивысшей категории риска отнесено всего 9 тыс. С учётом того, что уровень штрафов за нарушения по линии Ростехнадзора выше, чем по другим надзорам, обсуждение правоприменительной практики этого ведомства очень важно, считает министр. Без вовлечённости предпринимателей в работу надзорных ведомств реализовать цели и задачи реформы госконтроля невозможно, подчеркнул Михаил Абызов. Благодаря балансовым мероприятиям инспекторы, по его словам, из начальников, которые наказывают и проверяют, становятся подотчётными лицами и отвечают на неудобные вопросы. Это и есть партнёрская модель и новая культура взаимоотношений с бизнесом, считает министр. Основные результаты реформы должны быть получены в 2017-2018 годах, хотя сама реформа имеет долгосрочный характер и рассчитана до 2024 года. Пока Россия отстаёт в 2 раза по обеспечению безопасности наших граждан по контролируемым государством рискам от стран ОЭСР. Именно поэтому основной задачей проекта является повышение безопасности и качества жизни граждан. Это означает снижение смертельных случаев, травматизма, заболеваемости по тем направлениям, которые контролирует государство. Уже в этом году мы должны обеспечить снижение соответствующих показателей на 10%. Именно для этого существует государственный надзор, а не для того, чтобы контролировать абстрактные и никому не понятные требования», — подчеркнул Михаил Абызов. Но в то же время система госконтроля, которая досталась нам с советских времён, имеет репрессивный характер по отношению к бизнесу, указал министр. Лучшие международные практики говорят, что взаимоотношения между инспекторами и бизнесом должны быть партнёрскими и ориентированными на предотвращение нарушений, ущерба и чрезвычайных ситуаций. Со следующего года будет применяться новая система оценки эффективности и результативности проверочной деятельности, напомнил Михаил Абызов. Работа надзорных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок и штрафов, а по снижению смертности, ущерба и вреда. Сейчас существует 2 млн требований к бизнесу по 160 видам контроля и надзора. Чтобы изменить эту систему, необходимо принимать новые нормативно-правовые акты. Быстро это сделать не удастся, сказал Михаил Абызов. Именно поэтому мы считаем, что необходимо в ускоренном порядке принимать новый закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Мы будем рассматривать проект этого закона на заседании правительства на следующей неделе и по итогам одобрения выносить на рассмотрение Государственной Думы. Но закон — это только фундамент. Нам предстоит кодифицировать и провести ревизию всего отраслевого законодательства, приведя его к современным нормам. Это позволит нам существенно сократить издержки бизнеса», — отметил министр. Одним из первых шагов в систематизации требований к бизнесу станет внедрение со следующего года чек-листов — списков контрольных вопросов, по которым инспекторы будут проверять выполнение требований у предпринимателей. Пока в них включаются практически все без исключения требования, но бизнес просит, чтобы в этих списках в виде «красных страниц» выделялись требования, которые должны стать объектом повышенного внимания со стороны контролёров и поднадзорных субъектов. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олега Герасимова, пока предприниматели не почувствовали радикального сокращения административной нагрузки и ухода от «палочной» системы в работе надзорных органов и рассчитывают, что 2018 год будет в этом плане показательным. Что касается плановых проверок, то уже можно констатировать, что их будет как минимум на 10% меньше, чем в 2017 году, а по сравнению с 2016 годом сокращение составит 17%, сказал Михаил Абызов, ссылаясь на план, направленный надзорными органами в Генпрокуратуру. Добиться такого сокращения удалось, в том числе, благодаря внедрению риск-ориентированного подхода. Он будет применяться и при решении о выходе на внеплановые проверки, сообщил министр. Наша задача — в 2018 году внеплановые проверки начать проводить на базе риск-ориентированного подхода. Не ограничивая круг возможных субъектов, которые могут обратиться с жалобой, потому что это конституционное право человека. Анонимные жалобы теперь не рассматриваются надзорными органами, но и сейчас не все жалобы объективны. Риск-ориентированный подход должен дать возможность надзору в зависимости от полученного сигнала определить степень опасности нарушения и принять адекватные меры реагирования. Если сигнал свидетельствует о возможном риске для жизни и здоровья — нужен быстрый выход на проверку. По остальным сигналам будут приниматься иные меры реагирования. Это заложено в новом законе о госконтроле», — пояснил Михаил Абызов. Михаил Абызов также рассказал о планах по улучшению материально-технического обеспечения госнадзора и повышению квалификации инспекторов. Нагрузка на инспекторов в будущем, по словам министра, будет снижена за счёт сокращения числа внеплановых проверок. В год в стране реализуется полмиллиона плановых проверок и миллион внеплановых. Президент поручил сократить число внеплановых проверок до 30% от плановых. Инспекторский состав должен быть переориентирован на работу по профилактике и аналитике, а это новые компетенции, требующие другой технологической поддержки за счёт новых информационных систем. Для этого за следующий год мы планируем провести масштабное обучение инспекторского состава и руководителей наших надзорных ведомств. Подготовлена программа дистанционного обучения, в которую мы предполагаем вовлечь 10-15 тыс. сотрудников надзорных органов», — сообщил министр. Регионам, по словам министра, уже предложено типовое облачное решение для информатизации регионального государственного надзора. К этой системе подключено около 20 субъектов РФ и на очереди находятся ещё порядка 30. В ближайшее время большинство субъектов РФ будут к этой системе подключены, сообщил Михаил Абызов. В целом региональные полномочия не уникальны, они являются типовыми и реализуются на общих принципах. Поэтому мы приняли решение, чтобы регионы не тратили деньги на создание собственных информационных систем для планирования надзорных мероприятий, отчётности. Возможно распространение подобных практик и на федеральные ведомства. Информатизация и новые технологии — это будущее государственного контроля и надзора, и мы работаем над тем, чтобы в следующем году ведомства совершили здесь прорыв», — сказал Михаил Абызов. Предприниматели жалуются, что надзорные органы часто назначают штрафы по максимальной шкале, мотивируя это тем, что в случае назначения минимального штрафа сотрудники Генпрокуратуры на местах увидят в этом признак коррупции. Михаил Абызов призвал разобраться в ситуации и сообщать обо всех подобных фактах. Надзорные ведомства при этом не должны снимать с себя ответственность, ссылаясь на установки Генпрокуратуры. Замначальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Алексей Пухов, в свою очередь, заверил, что Генпрокуратура не даёт подобных установок инспекторам. Он подчеркнул, что прокуроры также нацелены на то, чтобы обеспечить снижение давления на бизнес. Михаил Абызов также сообщил о планах внести в правительство предложения по расширению видов контроля и надзора, по которым плановые и внеплановые мероприятия подлежат согласованию с органами прокуратуры. Очень важно организовать «сборку» реформы контроля и надзора на уровне руководителей субъектов РФ, подчеркнул Михаил Абызов. Для этого в каждом регионе должна быть создана комиссия при губернаторе, которая будет заниматься перекрёстными функциями регионального и федерального надзора и координацией всей реформы госконтроля, регулярным разбором правоприменительных практик, предвзятых и необъективных проверок, проблем во взаимодействии граждан и бизнеса. За счёт этого будет не только повышен уровень доверия со стороны предпринимателей, но и качество принимаемых решений. Это и есть открытое госуправление, которым Открытое правительство занимается уже более 5 лет. Хабаровский край в этом плане в лучшую сторону отличается от других регионов, считает министр.
Следующая запись