Родители будущих первоклассников пожаловались в Минобрнауки на порядок зачисления детей в школы. Запись на следующий учебный год стартовала в конце января, и в Ижевске, Хабаровске, Петрозаводске, Нижневартовске и других городах России родители часами стояли в очередях, а зачастую преимущество при зачислении в гимназии и лицеи по всей стране имели ребята, которые посещали платные подготовительные курсы. В этой связи глава национального родительского комитета Ирина Волынец направила министру образования и науке Ольге Васильевой обращение просьбу принять «соответствующие меры» (копия документа есть в распоряжении RT). Национальный родительский комитет просит Минобрнауки помочь в «устранении несправедливости при зачислении детей в школы страны». По данным комитета, «наблюдаются случаи многочасового дежурства родителей у порога школ в очереди на приоритетную запись детей». К тому же, как утверждают общественники, престижные гимназии и лицеи в разных регионах России в первую очередь зачисляют ребят, которые прошли платные подготовительные курсы при этих учебных заведениях. Обращение главы комитета Ирины Волынец с просьбой к министру образования Ольге Васильевой «принять соответствующие меры» есть в распоряжении RT. «Многие родители усматривают в этом коррупционную составляющую и ущемление прав детей из малоимущих семей на получение качественного образования», — отмечает Волынец в письме к главе Минобрнауки. Родители будущих первоклассников рассказывают, чего им стоило устроить ребёнка в хорошую школу в этом году. Анна, мама первоклассницы из Петрозаводска, столкнулась с длинной очередью у лицея. «Я стояла в очереди с 15.00 до 18.30, чтобы попасть на собрание. И на нём только спустя 3,5 часа нам выдали номерки для записи в школу. Такая процедура поступления в лицей не совсем правильная, на мой взгляд. Я считаю, что гораздо удобнее электронная регистрация. И добавлю, что принимать детей по территориальному признаку — это несправедливо», — считает она. Мама одного из лицеистов Ижевска Валерия рассказывает, что такая ситуация в регионе не первый год. Два года назад ей тоже пришлось «пережить сложную процедуру записи в лицей». «Мой сын поступал в первый класс в 2015 году. Чтобы гарантировать зачисление в школу, он стал ходить на курсы при ней. Всего на дошкольные занятия ходили 250 человек. Из них только 50 были отобраны для поступления. Сын — в их числе. Но мы всё равно приехали к лицею за день до записи, поскольку знали, что в очередь могут вклиниться и те, кто не ходил на курсы. Очереди в школы — это, конечно, очень неудобно. Но мы были к ним готовы, поскольку понимали, что такая ситуация повторяется из года в год», — вспоминает она. Начальник отдела общего образования Минобразования Удмуртии Элеонора Симушина объясняет, что очереди в школы — это право родителей. «Только родители решают, стоит ли им тратить столько времени, чтобы записать ребёнка в хорошую школу. На самом деле, с подобным сталкиваются лишь те, кто хочет отдать ребёнка в заведения повышенного уровня преподавания. Таких школ в нашей республике немного по сравнению с обычными учебными заведениями. И мест в лицеях и гимназиях у нас не хватает на всех желающих», — говорит Симушина. Устранить несправедливость По словам главы Национального родительского комитета, в среднем за дошкольные занятия при лицеях и гимназиях родители платят 2 тыс. рублей в месяц. «Отбирать детей в лицеи нужно вне зависимости от того, посещал ли ребенок подготовительные курсы, — отмечает Ирина Волынец в интервью RT. — Нужно рассматривать в первую очередь способности детей, которые они будут демонстрировать на вступительных тестированиях. Причём такие испытания должны быть ориентированы на всех детей, а не на тех, кто ходил на дополнительные дошкольные занятия. Поверьте, механизмы тестирований уже разработаны специалистами, нужно только утвердить их регламентом. И обязательно нужно, чтобы детей в специализированные школы с определённым уклоном, например, языковым, принимал не один преподаватель, а комиссия. Это бы обеспечило объективность поступления». К тому же, по словам Волынец, отсутствует правильный регламент приёма в школы. «Сейчас нет единого порядка. В каких-то регионах ссылаются на место жительства ребёнка. Где-то принимают по способностям. В том, что директора школ устанавливают обязательное посещение платных подготовительных курсов, я вижу коррупционную составляющую. Это завуалированный взнос родителей при поступлении в школу. Однако иногда такие курсы бывают и на бесплатной основе. В этом случае я могу поддержать руководство учебных заведений», — поясняет Волынец. Родители дошкольников стоят в очереди у дверей московской школы перед началом записи детей в первый класс РИА Новости Проблемы при зачислении в школы возникают и в Москве. Об этом сообщила член правления Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Анна Садриева. «Московские родители жалуются, что документы нужно подавать в электронном виде, а эта система далеко не совершенная. Очередей в обычные общеобразовательные школы в Москве не наблюдается. Ажиотаж есть только на особые учебные заведения с творческим уклоном», — замечает Садриева. В пресс-службе Министерства образования сообщили, что порядок приёма в школы прописан в федеральном законе «Об образовании». За его соблюдением должны следить руководители регионов. И не зачислить в первый класс могут лишь в том случае, если в конкретной школе нет мест. Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко считает, что необязательно закреплять законодательно новые правила при приёме в школу. «Можно отрегулировать этот процесс ведомственным актом, который установит Министерство образования», — добавляет Онищенко. Он также предлагает сделать более доступной электронную регистрацию в школы и в открытом доступе выложить в сети документы, сертификаты школ, лицеев и гимназий. «Это значительно упростило бы родителям процесс выбора учебного заведения для детей», — отмечает Онищенко.
Предыдущая запись
Следующая запись