Очарованный странник в Харбине, Маньчжурии, Внутренней Монголии: свой среди чужих, чужой среди своих
150 лет назад, 9 октября 1874 года, в Петербурге родился художник, писатель, археолог Николай Рерих. В материале ИА PrimaMedia Василий Авченко рассказывает о его маньчжурской экспедиции 1934-1935 гг., вошедшей в легенды и, возможно, помешавшей художнику вернуться на Родину.
Николай Рерих. Взято из открытых источников
В Маньчжурию Рерих отправился по предложению властей США. Штаты содрогались от великой депрессии и великой засухи, плодородные земли истощились. Генри Уоллес, возглавивший в правительстве Франклина Рузвельта Департамент земледелия, решил: нужно отыскать в Азии засухоустойчивые растения, способные бороться с эрозией почвы, и переселить их в Америку. Уоллес состоял в Теософском обществе США, вёл переписку с Николаем Рерихом и даже называл его своим гуру. Именно Уоллес предложил Рериху возглавить соответствующую экспедицию, даром что ботаником тот не был. Президент Рузвельт дал «добро», и в апреле 1934 года Николай Рерих с сыном Юрием, руководившим Институтом гималайских исследований «Урусвати», тронулись в путь. Сначала — в Японию: для работ в Маньчжоу-го — марионеточном государстве, созданном японцами в 1932 году на захваченном ими северо-востоке Китая, — требовалось разрешение Токио.
Особая миссия в Харбине: белоэмигранты и «Священный дозор»
В мае путешественники прибыли в Харбин. Рериха должны были сопровождать американские ботаники Говард Макмиллан и Джеймс Стефенс, однако они приехали только в июле. К этому времени Рерих развернул в Харбине столь бурную деятельность, что невольно приходит мысль: сбор семян был лишь ширмой. Сложно сказать, кто кого использовал, — Уоллес Рериха или Рерих Уоллеса. Очевидно, что в Маньчжурии Рерих имел собственные задачи, в последнюю очередь связанные с поиском растений. Ограничивались ли они творчеством и наукой — или же Рерих выполнял задания разведывательно-политического характера? Если да, то в чьих интересах? Маньчжурия тогда напоминала пороховую бочку. Япония (кстати, в Токио Рерих встречался с военным министром Хаяси Сэндзюро) готовила планы войны против Китая, Монголии, СССР. На советско-маньчжурской границе всё чаще звучали выстрелы, на Дальний Восток проникали отряды диверсантов из бывших белых…
Отец и сын Рерихи в Нью-Йорке, март 1934 года. Фото: Взято из открытых источников
Владимир, Юрий и Николай Рерихи в Харбине, 1934 год. Фото: Взято из открытых источников
Журнал Рубеж, посвящённый приезду Рериха в Харбин. Июнь 1934 года. Фото: Взято из открытых источников
Николай и Юрий Рерихи в Маньчжурии. Фото: Взято из открытых источников
Юрий Рерих во время Маньчжурской экспедиции. 1934 год. Фото: Взято из открытых источников
Юрий и Николай Рерихи на вокзале Харбина. 1934 год. Фото: Взято из открытых источников
1 / 6
В восточной столице русской эмиграции появление Рериха вызвало настоящий ажиотаж. В Харбине открылся Комитет Пакта Рериха (международное соглашение по защите культурных ценностей). Его главой стал бывший приамурский генерал-губернатор Николай Гондатти, а секретарём — живший в Харбине Владимир Рерих, брат художника, агроном, бывший интендант Азиатской дивизии барона Унгерна. Николай Рерих объявил о создании сети сельскохозяйственных кооперативов «Алатырь». Подготовил книгу эссе «Священный дозор». В столице Маньчжоу-го Синьцзине (Чанчуне) вручил Знамя Мира императору Пу И — номинальному лидеру этого государства, не признанного Штатами. Тесно общался с белоэмигрантами и даже выкупил для их Русского общевоинского союза газету «Русское слово». Сотрудничал с Христианским союзом молодых людей, посещал литобъединение «Молодая Чураевка». В Харбине у Рериха появились новые последователи, включая писателей Альфреда Хейдока и Всеволода Ник. Иванова (оба впоследствии вернулись в СССР; Хейдок несколько лет провёл в заключении, позже жил на Алтае, Иванов, ещё в Харбине работавший на советскую разведку, репрессий избежал, жил в Хабаровске).
Рерих, с 1916 года живший за границей, к Советам относился сложно. После революции он критиковал большевиков, но позже увидел в них союзников. Встречался с высокопоставленными советскими разведчиками Борисом Мельниковым и Меером Трилиссером. Ходили слухи о том, что Рериха курирует чекист-эзотерик Глеб Бокий… В 1924 году на встрече с полпредом СССР в Берлине Николаем Крестинским Рерих продвигал проект «Единой Азии», выступая за слияние буддизма с коммунизмом. В 1926-м свою мечту о «Новой стране» он излагал наркому иностранных дел СССР Георгию Чичерину, которому вручил ларец с гималайской землёй для размещения у тела «Махатмы Ленина» и картину «Гора Ленина». «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса», — писал Рерих тогда. Теперь, в 1934 году, он вновь относился к Советам скептически — «роман с Кремлём» закончился.
В интервью газете «Харбинское время» заявил: «Сейчас ещё довлеет Тьма, силы которой — коммунизм, марксизм, безбожничество и прочие пагубные злоучения… — ведут стремительную атаку на человечество… А так как вопрос быть или не быть коммунизму является вопросом жизни и смерти для всех стран и наций, то в предстоящей борьбе за светлые идеалы выступит весь мир… В авангарде пойдёт Ниппон (Япония. — Ред.) …Большая роль предназначена и русской эмиграции».
В Америке всю эту активность не приветствовали: Рерих, выступая от имени Штатов (хотя и не был гражданином США), фактически занимался политикой. Косо смотрела на художника и японская контрразведка, видевшая в нём агента то ли Вашингтона, то ли Москвы.
На полевых работах: ботаника и геополитика
Лишь в начале августа Рерих приступил к выполнению своей официальной миссии — сбору растений. Первый маршрут занял около месяца. Проходил он по Хинганскому хребту, Баргинскому плато, затрагивал район Хайлара и станции Барим на КВЖД. Отношения с американскими коллегами у Рериха не сложились. Макмиллан счёл руководителем экспедиции не Рериха, а себя, поскольку Уоллес почему-то не дал чётких разъяснений на этот счёт. В итоге Макмиллан и Стефенс работали автономно. Более того, Макмиллан слал в Департамент земледелия доносы на Рериха, а тот с горечью записывал в дневнике: «Откуда только в такой, казалось бы, мирной области, как ботаника, появляются такие негодяи и предатели. Ведь каждое растение, каждый цветок уже должен располагать к чему-то возвышенному и достойному». Вместо американцев Рерих пригласил в свой отряд ботаника, профессора Музея Северной Маньчжурии Тараса Гордеева и сотрудника Института изучения Северной Маньчжурии Анатолия Костина. Его также сопровождали сын Юрий и брат Владимир, представитель японского МИДа Китагава и несколько русских казаков — для охраны, поскольку в Маньчжурии пошаливали хунхузы.
Разрешение на путешествие по Маньчжурии, выданное Рериху французским консульством в Харбине. 1934. Фото: Взято из открытых источников
Книга Николая Рериха, тираж которой арестовали японские власти. Фото: Взято из открытых источников
Из документов комитета пакта Рериха в Харбине. Фото: Взято из открытых источников
Внутренняя Монголия, 1935. Фото: Взято из открытых источников
Маньчжурская экспедиция Рериха. Фото: Взято из открытых источников
Николай Рерих с настоятелем монастыря Шара-Мурен. Внутренняя Монголия, 1935. Фото: Взято из открытых источников
Николай Рерих. Внутренняя Монголия, 1935 год. Фото: Взято из открытых источников
1 / 7
В сентябре 1934 года Рерих вернулся в Харбин — оформлял гербарии, слал семена в Штаты. Вскоре в местной печати, контролировавшейся японцами, началась кампания по дискредитации Рериха. Его обвиняли во всём сразу: связях с белоэмигрантами, большевиками, масонами и спецслужбами США, планах вместе с казаками атамана Семёнова создать в Азии новое государство… 4 декабря 1934 года Рерих записал в дневнике: «…Ввиду продолжающейся злостной кампании в блоке японских газет в Харбине и Тяньцзине считаю нужным сохранить в архиве нашем нижеследующее. В масонские, иллюминатские, в куклюкскландские, в розенкрейцеровские, в мальтийские, в мартинистские организации я не вступал. В обществах: антропософическом, теософическом, филармоническом, антропологическом — членом не состою. В рыцарях Колумба, в элках, в ротарианах, в софиянцах и сведенборианцах — участия не принимаю… К Фининтерну, Коминтерну — причастия не имею…». Запись от 6 марта 1935 года: «Одно никому здесь непонятно — каким образом уже почти четыре месяца продолжается организованная травля в яп[онских] газетах… Творится нечто преднамеренное и предуказанное». Тираж вышедшего осенью 1934 года «Священного дозора» арестовали, очерк Всеволода Ник. Иванова о Рерихе запретила цензура.
Весной 1935 года художник вышел на второй маршрут — на этот раз по Внутренней Монголии. К Николаю и Юрию Рерихам присоединился ботаник Александр Моисеев, а также двое коллег из Нанкинского университета — доктор Кенг и его помощник Янг. Внутренняя Монголия совсем недавно, в 1934 году, добилась автономии. Здесь правил монгольский князь Дэван, лавировавший между японцами и китайцами, и располагалась ставка духовного вождя буддистов Таши-ламы. Рерих пытался завязать с ними контакты, вручил Дэвану Знамя Мира. Выдвинул проект «Канзас» («Калифорния») по созданию во Внутренней Монголии сети аграрных кооперативов. «Потенциально проект «Канзас» оказался связанным с идеей нового государственного образования в Центральной Азии… Союза Востока, условно называемого также «Новой Страной», — пишет доктор исторических наук, заведующий отделом наследия Рерихов Музея Востока Владимир Росов.
Внутренняя Монголия, сбор образцов. 1935 год. Фото: Взято из открытых источников
Лагерь экспедиции Рериха во Внутренней Монголии, лето 1935 года. Фото: Взято из открытых источников
Маньчжурская экспедиция Рериха. Фото: Взято из открытых источников
Маньчжурская экспедиция Рериха. Внутренняя Монголия. Фото: Взято из открытых источников
1 / 4
Крах планов: чужой для Штатов и Союза
В сентябре 1935 года, завершив второй полевой сезон, Рерих прибыл в Пекин. В ходе экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав и лекарственных растений, семена в Америку отправляли целыми мешками. Планировалось продолжить работы в Индии, в Гималаях, но тут Департамент земледелия телеграфировал о сворачивании экспедиции и прекращении финансирования. Американским кураторам Рериха и раньше не нравились его контакты с японцами и белоэмигрантами, сколько бы он ни писал в Штаты о своей непричастности к политическим интригам. Масла в огонь подлили попавшие в прессу письма Макмиллана. «Ситуация осложнялась предательством одного из ближайших американских соратников Н. К. Рериха — финансового директора Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Луиса Хорша», — пишет биограф художника доктор философских наук Ольга Лавренова. Опасаясь за свою карьеру, Генри Уоллес (будущий вице-президент США и кандидат в президенты) прекратил отношения с Рерихом, пояснив, что тот «сделал неправомерные заявления на политические и другие темы». Больше учеником Рериха Уоллес себя не называл, деятельность рериховских учреждений в США была свёрнута.
Никаких геополитических проектов Рерих не воплотил, так что о действительных задачах и сверхзадачах его маньчжурского похода можно только гадать. Инициативы «Алатырь» и «Канзас» окончились ничем. «Историю рериховских проектов кооперативов в Азии следовало бы назвать историей упущенных возможностей — как для Азии и США, так и для мира», — считает Ольга Лавренова.
Н.К. Рерих. Монголия. Фото: Взято из открытых источников
Н.К. Рерих. Китайские башни. Фото: Взято из открытых источников
Н. К. Рерих. Скальный храм. Фото: Взято из открытых источников
Н. К. Рерих. Героика Китая. Фото: Взято из открытых источников
Н. К. Рерих. Китай, Тайное озеро. Фото: Взято из открытых источников
1 / 5
Больше подобных походов художник не предпринимал. Жил в Индии, хотел вернуться в СССР, но его обращения игнорировали — возможно, как раз из-за неоднозначной и противоречивой деятельности Рериха в Харбине. В Советский Союз вернулись писатель Александр Куприн, артист Александр Вертинский, музыкант Олег Лундстрем… Рерих же по-прежнему оставался чужим среди своих, хотя во время Великой Отечественной войны перечислял деньги в фонд Красной Армии, а сын Юрий даже просил принять его в ряды РККА добровольцем. В эти годы художник вновь обратился к русской теме — создал картины «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись». Последнюю просьбу о возвращении на Родину он направил в 1947 году, за считаные недели до смерти… Вернуться смог только Рерих-младший 10 лет спустя. В Институте востоковедения АН СССР Юрий Рерих возглавил сектор философии и истории религии Индии.
Источник: amurmedia.ru