"РГ" уже не один раз писала об этом конфликте. В июле нынешнего года Варвара Сергеева обратилась с открытым письмом к Святейшему Патриарху Кириллу накануне его визита в Свято-Преображенский мужской монастырь. В середине сентября проблемам вынужденных переселенцев с острова Валаам посвятили заседание республиканского общественного Совета при уполномоченном по правам человека. История Варвары Сергеевой и ее семьи — наглядная иллюстрация проблемы. Автор письма патриарху — коренная петербурженка. Ее дед Василий Павлович Орлеанский несколько десятилетий был певчим, а потом, до 1970-х годов, и регентом хора Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, "Николы Морского". В конце восьмидесятых годов прошлого столетия Варвара променяла прописку в Ленин-граде на жизнь на Валааме. Она поехала восстанавливать остров после войны и советской власти. И он стал ее домом на 30 лет. — У нас была швейная мастерская, где в начале 90-х я шила облачения для возрождавшегося Валаамского монастыря, шила и чинила одежду для братии и местных жителей, — рассказывает женщина. — Потом, когда надобность в этом отпала, так как в монастыре появилась своя швейная мастерская, а многие миряне уехали на материк, стала шить паломнические сумки, рюкзаки и прочую продукцию, востребованную туристами. Это позволяло не только растить сына, помогать постаревшим родителям, но и заниматься благотворительностью. И вот теперь семью выселили с Валаама. Вариант нового жилья предоставили один — дом в Фанерном тупике в Сортавале, отремонтированный специально для переселенцев с острова. "РГ" уже писала о том, что жители сочли это здание непригодным для проживания — холодным, неблагоустроенным, сырым. А у Варвары к тому же больной сын, у мальчика диагностировано онкологическое заболевание. В микологической экспертизе квартиры Сергеевой отказали, но женщина сама ее организовала. Санкт-Петербургская экспертная служба, взяв смывы и соскобы, отпечатки и исследования проб воздуха, сделала вывод: в квартире выявлены микроскопические грибы, относящиеся к группе потенциально опасных для здоровья, являющихся биодеструкторами. Проживание в этом помещении вредно и для нормального человека. Но суды Сергеевы проиграли, и сейчас Варвара с сыном живет у своих родителей в Петербурге. В самые ближайшие дни они должны забрать свои вещи, которые судебные приставы вынесли в дровяной сарай. Если этого не сделать, скарб продадут с молотка. В подобной ситуации оказался и Олег Яровой. Его семья из четырех человек тоже была прописана в Зимней гостинице, сейчас с женой мужчина развелся, у дочери своя семья. Живут "у добрых людей". Но Яровой — историк по образованию, кандидат исторических наук, автор нескольких книг о Валааме. По-этому он обеспокоен не только "бытовыми" решениями властей Карелии. — В 1993 году было принято положение "Об уникальной исторической и природно-ландшафтной территории "Валаам" на островах Валаамского архипелага", — рассказывает Яровой. — Однако затем оно было отменено, и сейчас в документах больше нет понятия "уникальная территория", которое было введено еще в конце 1980-х Фондом имени Лихачева. По словам историка, сейчас у него несколько сумок документов, которые он намерен передать для проверки в прокуратуру республики. Приема у прокурора Карелии Яровой добился, объявив голодовку, и Карен Габриелян пообещал ему назначить проверку. В рабочую группу войдут сразу несколько сотрудников, поскольку изучить придется как ход расследования уголовного дела по факту пожара в Зимней гостинице, так и законность судебных решений о выселении, и многие другие аспекты. Свое мнение по поводу вытеснения светских жителей с Валаама имеет Павел Клемешов, экс-руководитель Следственного комитета Карелии, а сегодня — заместитель председателя общественно-экспертного совета при уполномоченном по правам человека в республике. Его мнение основывается на анализе законодательства РФ и Карелии. Здание Зимней гостиницы передали в собственность монастырю 17 апреля 2006 года вместе с 55 квартирами, в которых проживали 122 человека, в том числе 33 несовершеннолетних ребенка. Однако, отмечает Клемешев, российское законодательство запрещает передавать религиозному объединению государственное имущество с обременением — в данном случае с гражданами, проживающими в здании на законных основаниях. Также запрещено подписывать и передавать акт, регистрировать право собственности. В самом монастыре официально ситуацию не комментируют. Скорее всего, не хотят вступать в полемику с обиженными светскими жителями. После пожара, который случился в Зимней гостинице, здание отремонтируют и сделают там духовно-просветительский центр.
Предыдущая запись
Следующая запись