Возрастной профиль потребления, который анализирует команда «СберИндекса», показывает, как меняются приоритеты и расходы населения в зависимости от жизненного циклаПоделиться
Пик расходов россиян приходится на 35-39 лет
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА. Перейти в Фотобанк КП
Больше всего денег россияне тратят в 35-39 лет, а минимальные расходы характерны для возрастов 15-19 и 75-79 лет. Такие данные были получены в результате исследования лаборатории «СберИндекс» на основе расходов клиентов «Сбербанка» и с учетом демографической структуры населения России.
Возрастной профиль потребления показывает, как меняются приоритеты и расходы населения в зависимости от жизненного цикла. Изучение индивидуального потребления в этой области важно для мониторинга благосостояния населения разных возрастов и оценки перспектив экономического роста при демографических изменениях.
Как показало исследование, в 2024 году российские потребители тратили в среднем 39,5 тысячи рублей в месяц. Меньше всего россияне тратят в 15-19 лет (23,8 тысячи), поскольку, как правило, ещё не имеют собственных источников дохода.
По мере взросления доходы планомерно растут и достигают пика — 53 тысячи рублей — в 35-39 лет. Чуть меньше — 52,3 и 51,6 тысячи — расходуют россияне 40-44 и 30-34 лет соответственно. Эксперты «СберИндекса» связывают такую статистику как с высокими затратами на обустройство жилья, детей и другие сферы жизни, так и с пиком доходов, который приходится на этот период жизни.
Затем расходы планомерно снижаются, и меньше всего россияне тратят в возрасте 75-79 лет (23,9 тысячи). Любопытно, что к 85 годам среднемесячные расходы вновь немного вырастают — до 25,1 тысячи рублей.
Среднемесячные расходы россиян в 2024 году (тысяч рублей) в разбивке по возрастным категориям
С поправкой на инфляцию расходы россиян в 2024 году по сравнению с 2023-м выросли на 6%. При этом реальные траты увеличились преимущественно в возрастных группах 25-49 лет (8,8%), ставших бенефициарами роста трудовых доходов. Расходы людей старше 75 лет снизились (-3,2%). Тыве, Чувашии, Ивановской, Пензенской и Тамбовской областях — на 9,1–11,6%. А выросли расходы только в Москве, Хабаровском крае, на Чукотке, в Еврейской автономной области, Магаданской, Сахалинской и Мурманской областях.
Эксперты также проанализировали долю расходов на различные категории товаров в бюджетах людей разных возрастов, сравнив их с референсной группой 35-39 лет. Так, оказалось, что в бюджете подростков в четыре раза больше доля расходов на контент и СМИ, и на 71% — на общепит. В бюджете 40-64-летних на 4-16% больше доля расходов на строительство и ремонт, а среди людей старше 65 лет более чем в два раза больше доля трат на здоровье и на 47% и более — расходов на продовольствие.
Сравнение доли расходов в бюджете с группой 35–39 лет в декабре 2024 года, %. Фото: "Сбербанк"
На фоне продолжающегося роста онлайн-торговли особенностью последних двух лет стал ускоренный рост расходов на маркетплейсах у населения 55–69 лет: так, в декабре 2024 года по сравнению с декабрем 2022 года средние расходы выросли в 3,6 раза – с 860-1800 рублей до 3150-6500 рублей. При этом во всех возрастах растут траты на такси и каршеринг (40-60%), медицинские услуги (45-70%) и общественное питание (20-66%).
Показатели потребительских расходов «СберИндекса» построены с помощью алгоритмов машинного обучения на основе анонимизированных данных Сбербанка для оценки потребительских расходов в субъектах и муниципалитетах России и по стране в целом
Источник: www.hab.kp.ru