На кино о Дальнем Востоке будут выделять ежегодно 200 млн рублей
В 2024 году кинематограф в России столкнулся с новыми вызовами: ушли западные прокатчики, и интерес к отечественным фильмам, которые заняли 70% проката, способствовал развитию регионального кинопроизводства. На Дальнем Востоке бум местной киноиндустрии получил поддержку на государственном уровне. В Якутске строится кластер полного цикла, в Хабаровске открывается филиал ВГИКа, а в Улан-Удэ Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики объявила о 200-миллионном конкурсе на фильмы о Дальневосточном федеральном округе и закупке кинооборудования, которым смогут воспользоваться все дальневосточные регионы. В большом материале UlanMedia (УланМедиа) можно узнать, как Якутия создала свою кинофабрику, почему Бурятия переживает ренессанс «Бурривуда», а во Владивостоке снимают фильмы совместно с Китаем и Южной Кореей.
Кадр со съемок фильма «Мира». Кинокомпания Марс Медиа
В Улан-Удэ состоялся форум регионального кинематографа под названием «Новый вектор. Дальний Восток». В этом мероприятии приняли участие представители Фонда кино, а также федеральных и региональных продюсерских центров, киностудий, кинокомиссий из разных уголков страны и журналисты. Форум стартовал в Алтайском крае и завершился в Бурятии. Его организаторами выступили Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Мероприятие прошло при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
200 млн на кино о Дальнем Востоке
О том, насколько на Дальнем Востоке любят кино — как российское, так и с местным колоритом, свидетельствует множество кинофестивалей, которые здесь проходят. На Чукотке, например, можно увидеть фильмы Арктического кинофестиваля «Золотой ворон». В Чите кинофестиваль «Забайкальские звёзды» организует легендарный Александр Михайлов, а в Якутске, который славится своими самобытными фильмами, проходит свой кинофестиваль. В Хабаровске любители анимации и кино могут посетить «Анимур» и «Золото Умальты», а в Улан-Удэ — фестиваль детских фильмов «Хрустальный нерпёнок». Во Владивостоке же кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона проводится уже в 20-й раз.
Фестивали на Дальнем Востоке. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
На Дальнем Востоке исторически кино любят, оно развивается годами. У нас в целом создана неплохая база, чтобы эта индустрия получила хороший толчок развития. Есть и учебные заведения, и вузы, колледжи, даже школы креативных индустрий, которые как раз формируют спрос на кадры. И очень много снимается и самими дальневосточниками, и всё чаще к нам приезжают федеральные кинокомпании снимать большие фильмы, частично либо полностью. Для этого тоже есть условия, проходят большие кинофестивали в разных регионах Дальнего Востока. Возможно, нам надо сделать какой-то один большой дальневосточный кинофестиваль, который будет кочевать от региона к региону каждый год, — предложил исполнительный директор по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев.
исполнительный директор по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
Как рассказал Гасанбалаев, запрос на развитие местной киноиндустрии и её господдержку появился относительно недавно: «Мы проводим социологию, опрашиваем жителей Дальнего Востока, и в целом есть запрос у молодежи на творческие профессии. Многие указывают культуру как причину, по которой они потенциально могут покинуть территорию Дальнего Востока, на лицо запрос на, если по-простому говорить, на хорошее времяпрепровождение. Вот, поэтому мы сейчас уделяем большое внимание развитию кино».
Первая мера — это создание благоприятных условий для кинопроизводства и развитие соответствующей инфраструктуры. В частности, речь идёт о строительстве кинопавильонов, обеспечении доступа к доступному оборудованию и расширении системы рибейтов. В Якутска к 2027 году построят крупнейший многофункциональный кинокластер полного цикла.
Региональное кино. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
«Там будет снимать не только республика. Есть договоренность, что этот кинопавильон будет использоваться всеми регионами Дальнего Востока. Всё это создаёт такую действительно экосистему развития креативной экономики и поддержки кино», — добавил Гасанбалаев.
Всего на Дальнем Востоке появится еще шесть креативных кластеров — в Улан-Удэ, в Благовещенске, в Биробиджане, во Владивостоке.
Локации, это, мне кажется, ключевое преимущество Дальнего Востока. Обидно, когда Владивосток снимают в Севастополе, а Хабаровск — в Карелии, так быть не должно. Мы прекрасно понимаем, почему все ограничения, которые связаны с длинным транспортным плечом, привозом всей аппаратуры и коллектива. Мы посчитали, сколько будет стоить разница в локации — от перелета до проживания. Сравнили Петрозаводск и Владивосток, получилось, что место съемок на Дальнем Востоке прибавляет 15% к бюджету фильма дополнительно.
Ленту снимали при господдержке. Кадр из фильма «Дух Байкала»
Также Гасан Гасанбалаев сообщил, что в 2025 году запускается конкурс с призовым фондом в 200 млн рублей на создание фильмов о Дальнем Востоке или снятых на территории Дальнего Востока. Программа реализуется совместно с Фондом кино. Кроме того Минвостокразвития закупит кинооборудование на 200 млн рублей для поддержки киноиндустрии ДФО.
Причем это не будет оборудование, с которым обычно приезжают сами режиссеры. Будем закупать, например, гримвагены, бэкстейдж-оборудование. Наш план такой, что мы хотим его погрузить во ВГИК филиале, и дальше они будут его использовать не только в учебных целях. Оно будет кочевать по регионам Дальнего Востока по абсолютно приемлемой ставке, чтобы это могло отбивать только аренду и эксплуатацию этого оборудования.
Программа поддержки регионального кино. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
Напомним, уже в 2025 году филиал ВГИК откроется в Хабаровске. Там будут готовить актёров, сценографов и продюсеров.
Фабрика якутского кино: феномен Сахавуд
В последние годы Якутия занимает лидирующие позиции среди кинопроизводственных регионов России. Местные предприниматели проявляют значительный интерес к этой сфере, вкладывая средства в её развитие. В свою очередь, власти не только расширяют государственную поддержку, но и организуют питчинг заявок, что способствует привлечению новых участников и идей. Создаваемые фильмы успешно участвуют в различных кинофестивалях.
Примечательно, что идея создания национального кино в Якутии зародилась ещё 30 лет назад. В 1992 году была основана национальная кинокомпания «Сахафильм», которая стала основой для развития этого направления.
Благодаря именно кинокомпании «Сахафильм» наши частные кинокомпании могут как раз таки не покупать оборудование, а именно пользоваться технической материальной базой нашей национальной государственной кинокомпании, — рассказал Алексей Егоров, генеральный директор киностудии «Сахафильм».
Местные кинокритики ведут отсчёт новейшей истории якутского кино с 2004 года, когда на экраны вышла драма Сергея Потапова «Любовь моя» (18+), напоминающая южнокорейские триллеры. В этом фильме рассказывается о двух странных братьях, которые мечтают ограбить банк и уехать из города. В следующем году в Якутии было снято уже две картины, в 2007 году — пять, а в 2011 году — пятнадцать фильмов. Лидером регионального проката в России сталая якутская драма «Карина» (18+), которая собрала 50 млн рублей.
Единственный вымысел в фильме «Карина» — это ее пребывание в лесу
В 2006 году мы практически бесплатно, своими силами начали заниматься кино, начали его снимать, и для нас было огромное удивление то, что наши фильмы оказываются очень востребованы у себя. Благодаря тому, что они у нас не очень-то и дорогие, наши фильмы начали окупаться. Внутри республики создалась такая экосистема, когда снимаются фильмы не за большие деньги и потом у них есть шанс окупаться. Так на нас обратили внимание частные предприниматели, они начали вкладывать деньги и начали к этому относиться не только как к искусству, а уже как к части какого-то бизнеса.
Также решающим фактором бума «Сахавуда», как прозвали местную киноиндустрию, стал зрительский интерес и сеть региональных кинотеатров.
Благодаря фонду кино у нас в республике действует сейчас 24 муниципальных кинотеатра. Также у «Сахафильм» есть собственный большой кинотеатр в Якутске. Ещё развивается проект «Экстрасинема», Пётр Чираев своими новыми технологиями создал такую тему, которая может устраивать и обеспечивать оборудованием очень малонаселённые пункты, там, где 400-500 человек проживают. Благодаря этому ещё у нас появится плюс 40 таких вот кинотеатров.
С 2019 года республика выделяет около 80 миллионов в год на развитие киноотрасли, из них на питчинги почти 30 миллионов. По размеру господдержки с Якутией может сравниться только Башкортостан
Местное кино приобрело известность далеко за пределами республики. По словам генерального директора киностудии «Сахафильм», акцент на фестивальное направление был сделан ещё в 2012 году, поскольку пробиться на федеральный кинорынок в России было сложно. В 2018 году драма «Царь-птица» (18+) о жителе глухой тайги, который встречает орла, была отмечена на фестивале в Монреале. Она также завоевала победу на Московском международном кинофестивале (ММКФ) и Asian World Film Festival. Комедийная драма «Надо мною солнце не садится» (12+) о молодом видеоблогере и его соседе-старике получила в 2019–2020 годах призы зрительских симпатий на ММКФ и фестивале в немецком Котбусе. Кроме того, она была признана лучшим фильмом на фестивале Nuuk в Гренландии.
Главная роль — инвестору
Несмотря на увеличение государственной поддержки, региональные кинокомпании по-прежнему в основном снимают фильмы на деньги инвесторов. Эти инвесторы, как правило, местные бизнесмены. Один из таких инвесторов — Денис Гармаев, успешный ресторатор из Бурятии. Он снялся в главной роли в боевике «Головар» (18+).
Инвестиции могут возвращаться не только деньгами, хотя это и основная цель. Кроме финансовых инвестиций есть еще и другие амбиции, которые я тоже преследовал. Показать нашу республику, чтобы проявился интерес людей, которые посмотрят фильм. У нас есть не только Байкал, но и хорошие отношения. Мало кто знает, у нас живут более 150 национальностей и все мирно живут, — поделился Денис.
Одну главных ролей в фильме «Головар» (18+) сыграл инвестор. Кадр из фильма
Кроме местных кинотеатров эту криминальную драму продюсеры решили выложить в интернет, где она набрала более 25 млн просмотров.
К премьере мы реально готовились долго, полгода не выпускали фильм для того, чтобы именно подобрать дату. У нас проблема в Бурятии, считаю, с тем, что просто люди не знают, на каких площадках, каким образом продвигать. При том, что есть большой интерес к своему кино, мы прокатывали наш фильм 46-47 дней.
Смотреть всем: фильмы из Бурятии о буузах, перерождении, Байкале и, конечно, криминале
У кинокомпании «Руки вверх Продакшн» также есть свой звездный инвестор Сергей Жуков, который и подарил имя кинокомпании. Ее директор Вадим Бакунев признался, что нарушили оба правила продюсера («не снимать на свои деньги») и сняли первый фильм на свои средства.
Сняли за свои деньги пилот сериала «Евгенич» (12+), его купили на канале «Пятница», и таким образом мы зашли в индустрию. На сегодняшний момент мы инвестируем своими деньгами порядка 15 миллионов в год на сценарии, поэтому у нас есть большая история, которая будет продолжаться в следующем году. 10 проектов вошли в девелопмент и у Сергея такая стратегия отчасти, говорит, давай не будем тормозить, мне скоро 50 он говорит, вот, не всю же жизнь петь «Крошка моя».
Другой путь — искать инвестора вне региона и даже страны, предложил Дмитрий Шевцов, руководитель Центра поддержки и развития кино Приморского края АНО «ПКИЦ».
Иностранцам, азиатам в первую очередь нужна Россия, типичная Россия. Им интересны и Владивосток, и Хабаровск. У сейчас у нас несколько запросов, два запроса с китайской стороны. И они, естественно, ищут не продакшн-сервис, не кинокомиссию в регионе, они ищут партнера. Для нас очень важно, естественно, рибейт, который сейчас существует в Приморском крае, в Бурятии, чтобы все-таки была копродукция Россия-Китай и вот эта ко-продукция могла претендовать, соответственно, на рибейт.
Программа рибейта — субсидии, которую кинематографисты могут получить за съемки на территории региона.
Шевцов подчеркнул, что Дальневосточная кинокомиссия должна стать членом Ассоциации азиатских кинокомиссий. По его мнению, это позволит повысить статус отечественной индустрии на международном рынке и привлекать больше съёмочных групп из стран Азии.
Дальневосточные кинематографисты. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
Дашдондог Онондорж, член совета Национального комитета по кинематографии Монголии, продюсер, выразил готовность к реализации копродукционных проектов.
Население Монголии составляет порядка трех с половиной миллионов человек, в год мы выпускаем 40-50 игровых фильмов в кинотеатры и примерно столько же — на онлайн-платформы. Мы конкурируем с Казахстаном с численностью населения в 25 млн человек, — отметил Онондорж, подчеркнув, что что монгольской аудитории может быть потенциально интересны фильмы из России.
Дальневосточные кинематографисты. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
Столичные продюсеры также проявляют интерес к Владивостоку. Оксана Барковская, генеральный продюсер группы компаний «Формат ТВ», рассказала, что в октябре на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) стартует образовательная программа, разработанная совместно с московскими продюсерами. Особенность этой программы в том, что она будет максимально практической и ориентированной на удовлетворение потребностей съёмочных групп, которые планируют работать в Приморском крае.
«Мне как продюсеру интересно снимать во Владивостоке и я планирую это делать в следующем году. Я знаю, что для этого нужны кадры и какие, и я бесплатно еду делать эту работу, чтобы заранее подготовиться к реализации своего проекта», — пояснила Барковская.
Вместо сценариста — робот
О том, что региональные кинокомпании Дальнего Востока должны быть вооружены технологически по полной, говорил и руководитель форума, гендиректор фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин.
Региональное кино — это кино в том числе и про будущее. И очень важно думать о использовании новых технологий, в частности искусственного интеллекта. По прогнозам американских экспертов, порядка 80% контента, который будет сниматься в 2026 году, будет снят, сделан с помощью искусственного интеллекта. Мы не говорим о том, что именно все полнометражные фильмы будут с помощью ИИ, но вкрапления ИИ будут представлены в больших и маленьких фильмах.
Заместитель исполнительного директора «Фонда кино» Вадим Солоненко добавил, что дальневосточники могут войти в киноиндустрию удаленно.
Сейчас у нас есть программа «Автор». Пять раз в год проводятся отборы. Любой человек из нашей страны может подать заявку. В течение года мы будем
финансировать, обучать, рассказывать, показывать и просто давать возможность с людьми развиваться и ждем через год результат в виде готового сценария. Буквально месяц назад у нас прошел первый питчинг проектов. Десять финалистов нам рассказали, показали сценарий. Надеемся, в дальнейшем эти сценарии увидят и продюсеры, и, естественно, зрители, когда уже фильмы будут готовы. Также у нас есть новая программа, которая называется «Плюс один и путь в кино». Мы даем возможность любому выпускнику, пора попробовать получить дополнительное образование в сфере кинематографа.
Система рибейтов. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
Одной из форм поддержки местных кинокомпаний является программа рибейта — субсидии, которую кинематографисты могут получить за съемки на территории региона. По данным фонда поддержки регионального кино, в 2023 году больше всего денег на рибейт получили «киношники» в Краснодарском крае (46 млн рублей). Из дальневосточных регионов на Бурятию пришло 10 млн рублей, на Приморский край — 4,5 млн.
ДВ кино. форум регионального кинематографа «Новый вектор. Дальний Восток».
У нас все в порядке с точки зрения идей, сценариев, где-то создание фильмов делается вопреки, регионы находятся на разном уровне, но пока не хватает нескольких элементов, чтобы сложилась индустрия. Классный продукт делается, но где-то не знают, как донести до зрителя, не только деньги решают, также важна коммуникация, — отметил Гасан Гасанбалаев.
В 2024 году Фонд кино выделил на производство игровых фильмов 9,4 миллиарда рублей. К этому финансированию присоединилось Министерство культуры России, которое добавило ещё 4 миллиарда. Однако самым значительным игроком на рынке стал Институт развития интернета, предоставивший 18 миллиардов.
Среди крупных проектов, реализованных на Дальнем Востоке, можно выделить «Вторжение», собравшее более 1 миллиарда рублей, космическую сагу «Мира» во Владивостоке, которая получила 580 миллионов, а также историческую ленту «Золото Умальты» с кадрами из Хабаровска, собравшую 54 миллиона. В ближайшие годы станет ясно, какую долю российского кинорынка смогут занять дальневосточные режиссёры.
Создание кинокластеров, филиалы столичных актерских университетов и неисчерпаемый запас талантов дают уверенность, что создание дальневосточной кинофабрики полного цикла — это не фантастика, а документальная лента, которая снимается прямо на наших глазах.
Источник: amurmedia.ru