До сих пор ВладимирФомин каждую осень выезжает на этюды в тайгу. Несмотря на то, что сегодня ему 75 В мастерской художника – и пейзажи, и жанровые картины. Какая-то особая теплота чувствуется, когда смотришь на них. Деревенский быт, лошади, казачья экипировка– понимаешь, насколько глубоко Владимир Фомин в теме. -Когда Япония хотела напасть на Дальний Восток, в семье было принято решение переехать в деревню, – вспоминает Владимир Ильич. — Я жил тогда вдвоем с матерью. Она очень сильно болела, у нее была язва. Сибирь, зима, путь в двадцать километров, мама с забинтованным животом, я маленький, всего 2,5 года, дед посадил нас на лошадь и повез. Лошадь упала, обессилевшая от голода. Дед пошел искать другую лошадь. А мы сидели на снегу, завернутые в тулуп. В итоге мы добрались до Сибири. Красноярский край, село Семеновка. Мама оставила меня с бабушкой, а сама уехала. Когда через несколько лет она вернулась за мной, я ее даже не признал. Все свое раннее детство я провел в деревне. Сидя в уютной мастерской, путешествуяпо закоулкам памяти художника, мыпришли к началу его творческого пути. Владимир Ильич в казачестве с 1991 года. Хотя еще в детстве рисовал и конницу, и сабли, потому что «всегда знал, что казаки основали Россию». -Моя тетя вышла замуж за художника. Когда мне было шесть лет, они меня забрали на лето к себе в Иркутск, — продолжает художник.- И я всегда брал дядины краски и целыми днями рисовал. А когда лето подошло к концу, вернули меня в деревню, но «художественный вирус» уже сидел во мне. Я продолжил заниматься любимым делом. Даже когда ехали с дедом за дровами, делал зарисовки. Главными у меня тогда были пейзажи. Всегда нравилось срисовывать: до школы это был Пушкин, а в шестом классе – Сталин. Постоянно оформлял школьные стенгазеты. Мои работы даже включили в районную выставку. Когда я учился в седьмом классе, мама забрала меня в Хабаровск. Я тогда пошел в изостудию при Дворце пионеров. До сих пор с теплотой вспоминаю моего первого преподавателя по рисованию — Анфису Гавриловну. В изостудии нам давали очень хорошую базу. Мы всегда рисовали с натуры, выстраивали перспективу, ползая по полу на четвереньках. Я часто ходил по городу и срисовывал скульптуры в художественном музее, корабли в затоне. Хотел поступать потом в художественное училище во Владивостоке. Многие из моей студии шли туда. Но мама не пустила, сказала, что мы уезжаем на север, в район Полины Осипенко. Там я закончил десять классов, мне дали направление на худграф Хабаровского пединститута. Но я хотел стать художником, а не преподавателем ИЗО!Отправился со своими работами к большому дальневосточному художнику Шишкину консультироваться.Он работы оценил и сказал, что на худграф идти не стоит. А после школы меня забрали в армию — на три года. Там я подал заявление на подготовительные курсы во Львовский институт на факультет декоративно- прикладного искусства. Но для поступления необходимо было очень много работ, которых у меня не было. А из армии хотелось поскорее уйти. Так как я любил природу, поступил на геолого-почвенный факультет и уже думал, что мечта моя неосуществима. Тогда мой однокурсник подсказал, мол, нужно идти в университетскую изостудию, где преподают члены Союза художников. И проснулась во мне такая художественная страсть, что на втором курсе даже хотел бросить учебу. Но меня отговорили, сказали, что искусство — дело ненадежное, поэтому образование нужно. После выпуска я отправился в Красноярск, стал сначала вольным слушателем, а потом и поступил в художественное училище. Я тогда ради искусства отказался от работы с хорошей зарплатой и служебной машиной. Во время обучения подрабатывал оформителем на заводе, а потом пошел преподавать в изостудию при Дворце пионеров.И обнаружил в себе способности к педагогической деятельности. Так всю жизнь и работаю с детьми. Даже сейчас ребятишки приходят ко мне в мастерскую на индивидуальные занятия. Первая моя картина «вышла в свет» в 1972 году на молодежной выставке и получила хорошие отзывы профессионалов. Через несколько лет я вернулся в Хабаровск. Уровень искусства здесь был, конечно, намного ниже, чем на Урале. Но на родине меня не особо хотели принимать в художественных мастерских, я же продолжал систематически упорно работать. И тогда мне помог коллега Овчинников, устроив меня оформителем на железную дорогу. Мне пошли навстречу, выделили два часа в обеденный перерыв для занятий творчеством. Так я проработал пятнадцать лет. Тогда я и набрался профессионализма. Потому что художник, как и музыкант, должен работать каждый день. Пока мы беседовали, мой взгляд невольно обращался к огромному полотну, стоящему за спиной у художника. Это последняя работа Фомина «И вновь весна». Все возрождается: зеленые деревья с раскидистыми ветвями, пышногрудая казачка с младенцем на руках, вот и глава семейства вернулся домой и рубит дрова. Кажется, что на картине где-то спрятался и сам Владимир Фомин, вот-вот выпрыгнет озорным мальчонкой из-за забора. Особняком стоят портреты, написанные пастелью. Здесь и известные личности, и просто хорошие люди, встретившиеся на жизненном пути художника. Нашумевший случай с нападением медведя заставляет спросить об интересных случаях на этюдах, ведь каждый год Владимир Ильич выезжает в тайгу. -Как-то я поехал в Вяземский район в охотоугодье к егерю, — рассказывает Владимир Ильич.- Собак оставил у хижины, а сам пошел в лес на этюды. И тут у меня на тропе что-то быстро мелькнуло.Вижу — метрах в трех от меня тигриные следы. Я так испугался, но возвращаться не стал, пошел на намеченное место, авось не съест. Писал этюд, а сам прислушивался. Когда дорисовал, вернулся к дому. Собаки были на месте. Все обошлось. Я тогда написал картину «Гора Синюша» и в последний момент добавил на картину силуэт тигра. Эту картину я потом подарил председателю охотничьего хозяйства Восточного округа. Не так давно в галерее Федотова прошла персональная выставка Владимира Фомина, посвященная его 75-летию. В ближайших творческих планах у мастера — написание большой картины «Разказачивание». Будем надеяться, что мы увидим еще не одну новую работу художника, наполненную теплом и ностальгией по детству. Тамара Васина Фото автора
Предыдущая запись
Следующая запись