— Сестра, ты помнишь как из боя Меня ты вынесла в санбат? Остались живы мы с тобою В тот раз, товарищ мой и брат. Я помню, как плакал под эту песню наш сосед дядя Петя Ковалев, роняя слезы на клетчатую рубашку, прикрывающую некрасиво стягивающие кожу на боку и груди жесткие узлы и рытвины – следы от осколков снарядов. Песню эту мы слушали на заключительных титрах показанного по телевизору черно-белого фильма с этим же, запоминающимся названием: «На всю оставшуюся жизнь». На всю оставшуюся жизнь Нам хватит подвигов и славы, Победы над врагом кровавым,- На всю оставшуюся жизнь. Дядя Петя зашел к тестю, Михаилу Моисееву, за ножовкой – отпилить доску понадобилось – да так и «застрял» на целый час. На нашей улице все знали, что дядя Петя, как и мой тесть, фронтовик. Дядя Петя был человек суровый и скупой на слова. Не слишком общительный, вечный трудяга. О себе рассказывать не любил. Страшные следы от ранений на его теле я увидел-то случайно: когда в один из очень жарких дней, окучивая на огороде картошку, дядя Петя сбросил рубашку. Горели Днепр, Нева и Волга, Горели небо и поля… Одна беда, одна тревога, Одна судьба, одна земля… Всю серию, в которой показаны тяжелые будни санитарного поезда, перевозившего раненых бойцов с линии фронта в тыл – а фильм именно об этом, — дядя Петя молчал, изредка неопределенно хмыкая. А вот на титрах почему-то не выдержал. И я каким-то шестым чувством понял, что плакал он не только о шрамах, обезобразивших его тело. А и о других рубцах, о которых он, наверное, никому и никогда не рассказывал — невидимых, но оставшихся в душе. На всю оставшуюся жизнь Нам хватит горя и печали. Где те, кого мы потеряли На всю оставшуюся жизнь? Премьера четырехсерийного фильма, поставленного великолепным режиссером Петром Фоменко по повести Веры Пановой «Спутники», состоялась в 1975 году. Сюжет фильма незамысловат и негромок: все действие происходит в замкнутом пространстве «поезда милосердия», как называли его раненые солдаты. Нет в этом рассказе ни впечатляющих батальных сцен, ни жестоких боев лицом к лицу с врагом. Но крови и страданий на долю героев выпадает с лихвой: бомбежки, разорванная плоть бойцов, стоны, страдания и гибель раненых, потеря товарищей… И изматывающий, без сна и отдыха труд врачей и санитарок, сотрудников этого госпиталя на колесах, которые каждый день становятся свидетелями чьего-то горя, страдания, сломанных и раздавленных войной судеб. И несломленного духа. Потому что и в этом аду идет нормальная человеческая жизнь, в которой любят, ревнуют, страдают, жертвуют собой ради любимого, борются с отчаянием, веруют, надеются и не теряют оптимизма. Именно в этой простоте и открывается самое страшное лицо войны. Писательница Вера Панова писала свою повесть, что называется, с натуры: она сама несколько месяцев провела в таком госпитале на колесах. А соавтором режиссера Петра Фоменко в написании сценария для фильма был родной сын Веры Пановой — Борис Вахтин. Они же — Фоменко и Вахтин — , так же совместно, сочинили и эти пронзительные стихи для песни, ставшей лейтмотивом фильма. И абсолютно точно попал в тональность картины автор музыки – композитор Вениамин Баснер. Он тоже был одним из тех, кому война снилась всю оставшуюся жизнь. Ему было всего 16 лет, когда немцы напали на Советский Союз. Он тогда занимался в музыкальном училище. А едва исполнилось 18, его призвали в армию, направили в артиллерийское училище, эвакуированное из Ленинграда в Кострому. И хотя стать «богом войны» ему так и не было суждено — заметив необыкновенные музыкальные способности парня, его перевели в музыкальный взвод при военно-транспортной академии, — будущий композитор, как и все советские люди, хлебнул лиха военных лет. И потом, когда уже окончил Ленинградскую консерваторию и стал профессиональным композитором, тема войны становится одной из основных в его творчестве. Баснеру принадлежит целая россыпь замечательных, популярных и красивых песен, посвященных подвигу народа в защите Отечества от фашистских захватчиков: «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», «Березовый сок», «Махнем не гладя», «Как, скажи тебя зовут». Большая часть из них, как и композиция «На всю оставшуюся жизнь», связаны с кино, ведь Баснер написал музыку более чем к сотне лент. Например, к таким, ставшим в свое время событием, фильмам, как «Бессмертный гарнизон», «Судьба человека», «Щит и меч», «На пути в Берлин», «Блокада», трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага», фильм «Тишина», прославившийся в том числе и необыкновенно трагичной песней «На безымянной высоте». Сестра и брат… Взаимной верой Мы были сильными вдвойне. Мы шли к любви и милосердию В немилосердной той войне. В тетралогии «На всю оставшуюся жизнь» заглавную песню очень душевно и сдержанно напел сам Фоменко вместе с исполнительницей одной из ролей в фильме Таисией Калинченко (Лена Огородникова). Актриса потом записала эту песню с профессиональным вокалистом Павлом Кравецким, но у большинства зрителей композиция все же ассоциируется с голосом замечательного режиссера. И с его потрясающим киноповествованием. На всю оставшуюся жизнь Запомним братство фронтовое, Как завещание святое На всю оставшуюся жизнь. Дорогие друзья! По-прежнему жду от вас новых заявок. И размышлений — о пережитом, о сокровенном. Если можно, укажите номер своего телефона — вдруг нужно будет что-то уточнить. Вот мой электронный адрес: [email protected]
Следующая запись