Херб Ритц в Мультимедиа Арт Музее Калифорнийский фотограф Херб Ритц (1952–2002) считается последним представителем золотого века голливудского гламура. Выставка «На свету» показывает, как наследие пионеров художественной фотографии можно превратить в инструмент чистого соблазна. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ. В 1973 году Лени Рифеншталь после долгого отсутствия возвращается на художественную сцену с книгой «Последние нубийцы» — съемкой молодых и красивых африканцев, сделанной в Судане. Книга вышла одновременно в Германии и США. Считается, что африканские фотографии частично реабилитировали Рифеншталь, автора главных пропагандистских фильмов Третьего рейха. По сути, однако, в творческом подходе Рифеншталь изменений не произошло: и статные спортсмены в «Олимпии», и мускулистые уроженцы Судана это один культ — силы и физической красоты. Что не преминула заметить философ Сьюзен Зонтаг, заклеймившая новую карьеру немецкого режиссера в эссе «Восхитительный фашизм». Херб Ритц, лишенный особых талантов к исторической рефлексии, уроки Рифеншталь воспринял и перевел в новое, капиталистическое русло. Он стал одним из самых популярных фотографов эпохи супермоделей — Синди, Наоми, Кристи и так далее. Пантеон длинноногих богинь стал новым инструментом контроля над мозгами потенциальных покупателей. Инструментом, конечно, более мягким, чем агрессивная мужественность тоталитарных идеологий, ведь максимум, что грозит тем, кто не соответствует такому идеалу,— неврозы и нищета. Открытый гей Ритц фотографировал и обнаженных мужчин в духе своего старшего современника Роберта Мэпплторпа. Мальчики у Ритца все атлеты, всех мог бы легко взять в модели любимый скульптор Гитлера Арно Брекер. А в 1990-е Ритц вдохновляется моделью Алек Век, беженкой из Судана, подчеркивая близость своих интересов с творческими поисками Рифеншталь. Но в объектив Ритца попадали не только носители и проповедники стандартов физической красоты. Он делает портреты людей, далеких от журнального мейнстрима. С подчеркнутым удовольствием снимает культовых писателей Уильяма Берроуза и Чарльза Буковски. Ловит Джека Николсона в гриме Джокера из первой части «Бэтмена». Идеально фиксирует двойственную природу Мадонны, вернее, ее образа, в котором невинность оборачивается развратом так, что швов не видно. Парализованный актер Кристофер Рив, бывший Супермен, сфотографирован Ритцем как будто в полете, но вместо спецэффектов — инвалидная коляска. Снимать ярких людей Ритц учился у классиков европейской фотографии, по убеждениям противоположных Рифеншталь,— Мана Рея, Августа Зандера, Картье-Брессона. Там, где фотографии заокеанских предшественников были бы либо слишком странными, либо реалистичными, Ритц с хваткой дорогого портного просто отрезает бытовые случайности, оставляя только иконические черты. Тем не менее слабость, необычность, даже бунтарство тоже вписываются в расширенную концепцию героизма эпохи победивших медиа, когда главным человеческим достижением становится видимость — и в смысле иллюзии, и в смысле характерной, запоминающейся роли, которую легко конвертировать в славу и деньги. Одно дело — обработать историю фотографии и выбрать то, что хорошо выглядит и продается. Совсем другое — делать снимки, которые отпечатываются в сознании с четкостью клейма. В конце концов эпигонов Европы в Америке было предостаточно, но Ритц умел высмотреть в почти любом герое потенциал соблазна. Он виртуозно манипулировал обещаниями близости, выстраивая кадр так, чтобы зритель почувствовал себя как минимум зеркалом, перед которым в полном одиночестве легкомысленно кривляется звезда (портреты Филипа Сеймура Хоффмана и Диззи Гиллеспи, например). И как максимум — сексуальным партнером героя или героини, как на фотографии Николь Кидман (1999). Кидман смотрит на нас в упор и снимает майку, обнажая фрагмент груди: ничего непристойного, но бездна интимного, как и в снятом Ритцем клипе на песню Криса Айзека «Wicked Game». Сфотографировать тело как товар или подставку для товара в какой-нибудь рекламе может любой дурак. А Ритцу регулярно удавалось вселить в зрителя чувство далеко зашедшего знакомства со всеми этими прекрасными людьми. Обманчивое, конечно, но не более и не менее чем хорошее (голливудское) кино.
Источник: news.rambler.ru