Общество

Фарс-нажор

Лидия Маслова о кинопремьерах недели На этой неделе кинозрителям придется запастись терпением и проницательностью, чтобы разглядеть в тени накрывшего киноэкраны визуально нажористого, но тупого блокбастера про Мстителей пару тихих психологических драм, не слишком развлекательных, зато приносящих в итоге моральное юмористическое удовлетворение,— это «Форс-мажор» шведа Рубена Эстлунда и «Пятый номер» аргентинца Адриана Биньеса. «Мстители: Эра Альтрона» (реж. Джосс Уидон) Новые похождения шестерых супергероев, известных как Мстители, на этот раз выходят с подзаголовком «Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron), и режиссер Джосс Уидон рвет с места в карьер, начиная с батальной сцены в лесу, где среди бессвязных обрывочных диалогов проскальзывают золотые слова: «Плакал наш фактор внезапности». И действительно, очень быстро становится понятно, что никакой внезапности и чего бы то ни было поразительного и оригинального новые «Мстители» не предложат. Не слишком помогает даже привычный сардонический юмор Железного Человека Тони Старка (Роберт Дауни-младший), которого образцовый зануда Капитан Америка (Крис Эванс) расстраивает своими нравоучениями: «Неприличными словами не выражаться». Чтобы как-то разнообразить однообразную череду схваток и кувырков в воздухе, авторы вплетают романтическую линию: Черная Вдова, она же Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон) напропалую клеит Халка (Марк Раффало), а тот вроде и не против, но не упускает случая строго напомнить, что сверхлюдям недоступна нормальная семейная жизнь. Все это производит какое-то немощное впечатление, и одной из символичных кульминационных сцен становится претендующий на комичность эпизод, когда Мстители по очереди пытаются поднять мифологический меч Асгарда, принадлежащий скандинавскому богу Тору (Крис Хемсворт), и никому это не удается. Зато худо-бедно объединить усилия все-таки получается в противостоянии главному антигерою Альтрону, которого нечаянно запускает в оборот изобретательный Железный Человек, не рассчитавший, что задуманная им «миротворческая» компьютерная программа выйдет из повиновения, возомнит о себе и начнет спасать Землю от населяющих ее людишек, которые остановились в своей эволюции. Внешне Альтрон напоминает и Терминатора, и Железного Человека, отчего ужасно комплексует и обижается, когда ему напоминают об очевидном сходстве, и это выглядит еще более глупо, чем трехкопеечные философские размышления о том, есть ли разница между спасением мира и его уничтожением и не пора ли людям наконец одуматься. Так что когда Тони Старк в очередной шутке проявляет литературную эрудицию: «День был трудным и долгим, как романы Юджина О'Нила», это сравнение неплохо ложится и на самих «Мстителей», которые по истечении 140 полновесных минут экранного времени успевают порядком вымотать зрителя. «Форс-мажор» (реж. Рубен Эстлунд) Примерно к тому же, что и демонический Альтрон,— если не одуматься, то хотя бы немного задуматься — подталкивает легкомысленных людей в «Форс-мажоре» (Turist) режиссер Рубен Эстлунд, весьма скептически настроенный по отношению к лицемерным семейным ценностям. Он подвергает их небольшому экспериментальному испытанию «управляемой» снежной лавиной, как бы понарошку накрывающей горнолыжный курорт, где несколько отдыхающих предстают в довольно неприглядном, трусливом и эгоистическом свете. С желчной эстлундовской точки зрения благополучные цивилизованные европейцы выглядят биороботами, растерявшими способность к здоровым инстинктивным порывам: «И сами мы довольно неискренние, и зубные щетки у нас электрические». Кроме этих назойливо лезущих в кадр зубных щеток символом бездушной и бесчеловечной цивилизации становится несчастный айфон, который один из персонажей фильма в экстремальной ситуации бросается спасать первым делом, позабыв о жене и детях. А энергичная музыка Вивальди, которая механически пилит на саундтреке на фоне заснеженных гор, дополнительно подчеркивает полную отмороженность персонажей, которые только внешне представляются живыми и теплокровными, способными на эмоциональный отклик, а по сути мало отличаются от своих электрических гаджетов, совершенно бесполезных и беспомощных при малейшей отключке от удобного и безопасного источника питания. «Пятый номер» (реж. Адриан Биньес) Немного иначе и веселее, чем в суровой Скандинавии, обстоит дело в знойной Аргентине, где происходит действие «Пятого номера» (El 5 de talleres), хотя в случае с фильмами режиссера Адриана Биньеса слово «действие» стоит упоминать с большой осторожностью. Как и его дебютная картина «Гигант», собравшая в 2009-м охапку берлинских призов, «Пятый номер» сделан в стилистике флегматичного наблюдения за жизнью, в которой в общем-то почти ничего особо не происходит, и никакая лавина не в состоянии нарушить будничное течение времени, так что можно полдня медитировать на какую-нибудь тарелку макарон, в надежде высмотреть там некие тайные признаки приближающихся изменений в судьбе. У героя «Пятого номера» перемены, впрочем, грядут явные и несомненные: он собирается завершить свою 15-летнюю футбольную карьеру и вместе с любимой женой придумать себе какое-то новое занятие, как то: открыть паб, прачечную, заняться продажей нижнего белья или пойти учиться в университет на диетолога. Несмотря на это кажущееся обилие вариантов, Адриан Биньес остается верен своей излюбленной меланхоличной тематике — бессодержательности человеческой жизни, топчущейся на месте, и из российских аналогов «Пятый номер» порой отчетливо напоминает печальное «Облако-рай» Николая Досталя, где истомившийся от скуки герой поставил всех окружающих перед неизбежностью своего выдуманного отъезда куда глаза глядят. Примерно так же и в «Пятом номере» отставной футболист методично капает всем на мозги сообщениями о том, что собирается покинуть родную команду по окончании сезона, так что родственники начинают всерьез опасаться, как бы он не впал в депрессию. Тем не менее в самом фильме нет абсолютно ничего депрессивного или гнетущего, и «Пятый номер» как-то незаметно начинает заинтриговывать тебя своим кажущимся однообразием и монотонностью, чем сильно выигрывает по сравнению с теми же суетливыми «Мстителями», где, ровно наоборот, все время вроде бы что-то происходит, но смотреть на это тяжеловато. Отдельная удачная режиссерская находка — парадоксальная любовная линия отношений футболиста с родной женой, которые, будучи давно и глубоко женаты, все время ведут себя как подростки, которым негде перепихнуться, и постоянно только и говорят о сексе, хотя дело до него упорно не доходит. В одном из самых нелепых эпизодов, когда герою вроде бы удается выйти на финишную прямую к полноценному половому акту, приставив супругу к дереву на лесной опушке, она вдруг вырывается и убегает с криком: «Крыса!» Однако никакая мифическая крыса на экране так и не появится, как бы намекая, что искусство режиссуры — это не обязательно умение оглушать и ослеплять, бросая в зрителя с экрана тяжелые предметы, но иногда совершенно противоположное мастерство — оставлять самое интересное за кадром. Лидия Маслова

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Проголосовать за благоустройство городской набережной могут хабаровчане

Недобросовестных рекламодателей в Хабаровске включают в «Автодозвон»

Тихоокеанский Медицинский принимает первокурсников из Китайской народной республики

Жителей Хабаровского края призывают не забывать про новогодние уловки мошенников

ГИБДД Хабаровского края получила 25 новых полицейских кроссоверов

На конкурс плакатного искусства приглашают хабаровских художников

На холод и отсутствие горячей воды жалуются хабаровчане в начале отопительного сезона

Фельдшер скорой помощи пострадала в ДТП в Магаданской области

5 декабря в календаре: Всемирный день волонтёра и самый несносный день в году

Турпоток из Китая в Хабаровский край за год вырос на 20%

Началось строительство медблока в приюте для бездомных животных в Хабаровске

Почти 700 хабаровских дольщиков въедут в долгострои на Салтыкова-Щедрина

Ваш комментарий

75 − 72 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее