Авиакомпании «Аврора» и «Якутия» хотят запускать новые рейсы, но всё упирается в ограниченные возможности лётного парка
Оба дальневосточных авиаперевозчика из-за нехватки воздушных судов ограничены в развитии маршрутной сети. Так, авиакомпания «Аврора» на данный момент не может увеличить количество международных рейсов из-за недостатка самолётов и высокой нагрузки по выполнению социально значимых перевозок внутри ДФО. Нехватка самолётов является ограничивающим фактором и для авиакомпании «Якутия», которая говорит о имеющемся спросе на запуск рейсов в Китай и страны СНГ. Поставка новых отечественных лайнеров, несмотря на подписанные соглашения, может сдвигаться по срокам вправо, а это значит, что запуск новых маршрутов будет откладываться. Подробности — в обзоре ИА PrimaMedia.
«Проблемы с привлечением флота также отражаются на международной части перевозок. У нас вся международная сеть сегодня сводится к двум китайским городам. <…> Пока объективно эту сеть (международных рейсов — прим. ред.) мы расширить не можем, поскольку компания ориентирована на выполнение перевозок внутри дальневосточного региона, на выполнение по социально значимым маршрутам», — сказал директор хабаровского филиала АК «Аврора» Феликс Воропаев на сессии «Транспорт и логистика» туристического форума «Открой Дальний Восток» (18+) в Хабаровске.
«Аврора» (Южно-Сахалинск) — крупнейший авиаперевозчик на Дальнем Востоке. Парк компании насчитывает 19 самолетов: восемь среднемагистральных Airbus А319, столько же DHC-8 и три внутрирегиональных DHC-6. Сегодня «Аврора» выполняет регулярные международные рейсы из Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска в Пекин и Харбин.
В 2021 году по поручению президента Владимира Путина на базе «Авроры» была создана единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных перевозчиков: «Хабаровских авиалиний», «Якутии», «Полярных авиалиний», «Камчатского авиапредприятия», «ЧукотАвиа».
Маршрутная сеть единой дальневосточной авиакомпании сегодня охватывает сегодня все 11 субъектов ДФО. «Считаю, что с точки зрения транспортной доступности хорошим шагом вперед стало создание (единой дальневосточной — прим. ред.) авиакомпании «Аврора». Она увеличивает количество маршрутов, в том числе осуществляет льготные перевозки. За 2023 год авиакомпания перевезла 1,348 млн пассажиров, что на 16% больше, чем в 2022 году. <…> В 2023 году к маршрутной сети авиакомпании добавились два новых социально значимых направления: из Владивостока в Курильск (остров Итуруп) и из Хабаровска в Амурзет (Еврейская автономная область), и теперь маршрутная сеть авиакомпании охватывает все 11 субъектов Дальневосточного федерального округа», — отметил вице-премьер РФ — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в интервью журналу «Эксперт» (18+).
Генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик в кулуарах Восточного экономического форума-2024 (18+) предложил перераспределить государственные субсидии на полеты в центральной части РФ в пользу перевозок в ДФО.
«Пора уже закрывать №1242, и деньги, которые тратятся Российской Федерацией в европейской части страны, перераспределить на вот эту программу. <…> Мы считаем, что это решение проблемы дефицита финансов для Дальнего Востока, региональной местной авиации», — сказал Константин Сухоребрик.
Речь идет о программе софинансирования местных авиаперевозок в ДФО из федерального бюджета, которую ранее неоднократно предлагал утвердить Минтранс, но которую при этом не согласовывал Минфин. В частности, на 2024 год транспортное ведомство запрашивало на программу 7,4 млрд рублей.
«В этом году заместителем председателя правительства Савельевым Виталием Геннадьевичем поддержано выделение дополнительного финансирования местных перевозок. <…> Ожидаем, что это позволит запустить начало действия новой программы», — сказал заместитель министра транспорта РФ Владимир Потешкин в ходе авиационной сессии ВЭФ-2024.
Сейчас местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, но финансовое состояние ряда субъектов не позволяет в полной мере обеспечить их развитие.
На данный момент в РФ действует три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок: между регионами в обход Москвы; между центрально частью страны и Дальним Востоком/Калининградом, а также по социально значимым маршрутам внутри ДФО (субсидии получает «Аврора»). Всего на них выделено на этот год порядка 25 млрд рублей.
Почему Дальнему Востоку не хватает электроэнергии и что с этим делать
Власти считают, что во всем «виновата» быстро растущая экономика макрорегиона. Бизнес ждет свободы рынка
Отечественные лайнеры будут, но не скоро
В январе 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что более 600 лайнеров должно быть построено в РФ за следующие шесть лет. Основу парка авиакомпаний в перспективе составят самолеты SSJ-New, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300.
На ВЭФ-2024 производитель самолетов «Яковлев» заключил соглашение с «Авророй» на поставку 5 самолетов МС-21 и двух самолетов SJ-100 до 2035 года. Это соглашение стало дополнением к уже подписанным ранее договорам на поставку 8 SJ-100 и 10 МС-21.
А пока частично решить проблему нехватки самолётов «Аврора» хочет за счёт помощи «Аэрофлота», который в своё время владел контрольным пакетом (51%) сахалинской авиакомпании.
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский ранее сообщил, что компания хотела бы предложить взять часть региональных самолетов группы в «мокрый» лизинг «Авроре». Речь идет о передаче Superjet 100 из парка авиакомпании «Россия», которая является крупнейшим эксплуатантом этого типа самолета в стране.
Да, это нам нравится. Обсуждать еще не обсуждали, но вернемся по домам и будем договариваться о встрече. Для Дальнего Востока размерность Superjet 100 «вполне подходящая»,
— сказал Константин Сухоребрик журналистам в кулуарах ВЭФ-2024.
«Мокрый лизинг» — это вариант аренды самолета, когда одна авиакомпания передает его в пользование другой с экипажем, но сохраняет за собой обеспечение летной годности ВС, выполняет его техобслуживание, платит за страховку. Арендатор эксплуатирует борт согласно своему расписанию полетов и под своим кодом.
Отвечая на вопрос, сколько таких самолетов с экипажем арендовала бы «Аврора», Сухоребрик напомнил о поручении президента Владимира Путина увеличить пассажиропоток «Авроры» к 2030 году до 4 млн человек, или практически в два раза. «То есть существующего флота магистрального, который сейчас эксплуатируется, надо в два раза больше. Все довольно просто», — сказал он.
Авиакомпания «Аврора» ждёт новейшие российские самолёты
Лайнеры МС-21 призваны заместить на отечественном рынке Airbus А319
«Якутия» ждут Ту-214
Нехватка судов является ограничивающим фактором и для авиакомпании «Якутия».
«Финансовое положение авиакомпании «Якутия» улучшилось благодаря поддержке бюджета республики, неплохой работе совместно с компанией «Аврора», эксплуатации «Суперджетов». Вместе с тем пока для нас ограничивающий фактор сегодня даже не финансовое положение авиакомпании, а больше все-таки отсутствие самолетов.
Сейчас ждем решений по поставкам новых Ту-214, чтобы запустить самолеты по ряду маршрутов. На самом деле — достаточно много направлений, по которым видим интерес жителей республики. Это и полеты внутри России, и в страны СНГ. Также много заявок на полеты из Якутска в Китай»,
— сообщил в интервью «Интерфаксу» (18+) глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
АК «Якутия» (75% контролирует правительство республики, 25% + 1 акция — авиакомпания «Аврора») базируется в аэропорту Якутска и московском «Внуково». По данным на сайте компании, в сертификате авиаперевозчика числились 10 самолетов: два SSJ 100, по четыре — Boeing 737 и Bombardier DHC-8. Пассажиропоток авиакомпании за 2023 год составил 669,1 тысяч человек, что соответствует уровню 2022 года. АК «Якутия» в 2023 году получила 1,736 млрд рублей чистого убытка против 241,121 млн рублей чистой прибыли в 2022 году.
Пекин стал самым популярным международным направлением из аэропорта Владивостока
Возможный запуск рейса в японскую Осаку будет востребован при доступных тарифах
Китайские маршруты
Отметим, что дальневосточные аэропорты тоже видят перспективы на китайском направлении. Так, АО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ) недавно заключил соглашения о сотрудничестве с аэропортами Даляня и Харбина.
Соглашение с Харбинским международным аэропортом «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) предусматривает в том числе открытие новых международных маршрутов.
«Стороны договорились осуществлять совместные маркетинговые мероприятия для развития воздушного сообщения между городами, а также оказывать содействие и поддержку российским и китайским авиаперевозчикам для осуществления полетов между Владивостоком и Харбином», — сообщила пресс-служба МАВ.
Воздушное сообщение двух городов, прерванное на время пандемии, было возобновлено в марте 2023 года. В настоящее время рейсы на этом направлении выполняют китайская авиакомпания Chengdu Airlines (четыре раза в неделю), российские авиакомпании «Аврора» (дважды в неделю) и «Россия» (трижды в неделю).
Харбинский международный аэропорт «Тайпин» — крупнейший из аэропортов провинции Хэйлунцзян. Обслуживает порядка 20 млн пассажиров в год (22-е место по пассажиропотоку в Китае). Является важным транспортным хабом Северо-Восточного Китая и самым северным из крупных аэропортов Китая. В 2024 году здесь открыт новый международный терминал.
Аэропорт Владивостока может принимать любые типы воздушных судов. Пассажирский терминал рассчитан на 3,5 млн пассажиров. В 2023 году аэропорт обслужил свыше 2,5 млн пассажиров, что на 20% больше, чем в 2022 году.
А вот возобновление регулярного или чартерного авиасообщения с Вьетнамом из аэропортов Владивостока и Хабаровска в ближайшей перспективе не ожидается. Поэтом на данный момент дальневосточникам приходится добираться в туристический рай либо через Китай, либо из Иркутска.
Авиакомпания «ИрАэро» более года назад возобновила регулярные рейсы из Иркутска в Ханой, весной 2024 года восстановила авиасообщение с Нячангом. С октября региональная авиакомпания возобновляет авиаперелеты из Иркутска на несколько курортов Вьетнама — в город Камрань и на остров Фукуок.
Источник: amurmedia.ru