«Подвальник» со студентами института культуры прошел в хабаровском СИЗО №1
Артисты в Хабаровске спели в темнице тюремного замка
КУЛЬТУРНЫЙ ЭТАП
Стальные двери, толстые решетки столетней тюрьмы в центре Хабаровска. Стандартная процедура досмотра: паспорт, телефон, оружие, запрещенные предметы — сдать, бирку с номером ячейки взять. В зеркало посмотреть. Достать все металлическое из карманов, рюкзак открыть, подошвы ботинок показать. Привычно для тех, кто периодически заходит в СИЗО, но не для студентов Хабаровского института искусств и культуры. Чем больше молодых девушек отсекается от внешнего мира лязгающими запорами узилища, тем напряженнее шутят оставшиеся.
Смотрим фотографии концерта в подвалах хабаровского СИЗО
Смотрите фотогалерею по теме
Оперуполномоченные на крылечке, дожидающиеся своей очереди на вход (входить строго по два человека), с недоумением оглядывают ансамбль, в основном состоящий из молоденьких девушек с футлярами музыкальных инструментов, парами входящий в «Хабаровский централ». «Хабаровский централ» — это название, использующееся в определенных кругах, СИЗО №1 — почти официально, а вот Наталья Купалова предпочитает другое: «Тюремный замок», век с небольшим назад именно так называлось это сооружение, стоящее тогда еще на окраинах Хабаровки, которая вот-вот должна была стать городом.
Идем узкими проходами узилища к небольшому подвальчику, когда-то он использовался как тюрьма для пересыльных, потом карцеры, говорят даже в одно время и как расстрельный, но это просто версия, никаких официальных данных по этому поводу нет, историки считают, что расстреливали во дворике рядом. Сейчас же здесь располагается уникальный музей того самого тюремного замка со 138-летней историей. Кстати, Хабаровский централ пользовался неплохой славой среди заключенных вековой давности. Здесь мыли, проводили санобработку и даже имелась своя «пропарочная», позволявшая избавляться от паразитов в одежде. Прямо санаторные условия по тем временам.
Постоянные обитатели тюремного замка
ДУШЕГУБЫ И АРТИСТЫ
Кто только не сидел в Хабаровском замке, дожидаясь решения своей судьбы. Тут и маститые душегубы того времени и этого, кстати, тоже. Тот же Цеповяз из банды Цапка читал тут статьи про пчеловодство, с интересом разглядывая пробегающие мимо трамваи через зарешеченное окно двухместного «номера». Были и политзаключенные, и артисты. Например, гениальный трубач Эди Рознер. Рассказывают, что, когда его привезли, один из местных авторитетов узнал трубача, посадил поближе к себе и попросил сыграть. Тот пожаловался, что у него украли все вещи и даже трубу, с которой он никогда не расставался. Через полчаса виртуоз был сыт, одет, обут и прижимал к себе свой любимый инструмент. После этого Рознера и его вещи никто и пальцем не смел тронуть. Байки, легенды, слухи — тут ими все переполнено.
Толстенные стены из выщербленного временем красного кирпича, тоскливый звук капели и надзиратель позапрошлого века — Василий в фуражке и с наганом на шнурке. Так встречает посетителей этот необычный музей, работающий в действующей тюрьме. Широкий коридор, узкие железные двери и кандалы на стенах. А еще — уникальные фотографии той эпохи. Предки также как и мы не были лишены честолюбия, применяя в стенах узилища новейшие по тем временам технологии, чтобы оставить свой след в истории. С одного снимка скалится в усы здоровый мужик, выставляя перед собой кнут. Прям натуральный палач. Под фотографией подпись: «Палач». Ну понятно. На другом снимке мускулистый заключенный в трусах поднимает к небу две гири, держа зубами штангу. Подпись: «Атлет». Есть снимок чисто выбритого товарища Греся Ф.Ф. в форменной «барашковой» ушанке, рядом он же небритый в ватнике и с номером заключенного. Sic transit gloria mundi.
— Глория — очень непостоянная дама, шутит сопровождающий, заметив, что именно я рассматриваю. Просили как-то высокого чиновника с визитом к нам, ждали, он все времени не находил. Потом все-таки приехал, вот только уже не по своей воле.
— Давно? — спрашиваю.
— Недавно, — пожимает плечами сопровождающий.
Кажется, я понимаю, о ком речь. Таких историй тут воз и маленькая тележка. Хоть включай посещение музея в обязательную программу обучения студентов-чиновников. Экспозиция подобрана со вкусом, с душой. На полу стоит огромный бюст Сталина с отколотым кончиком носа, весом под два центнера. Сделан из бетона заключенными еще в тридцатых или сороковых годах. Заносили его сюда уже их последователи, на руках. Макушка у вождя блестит сильнее, чем все остальное.
— Это заключенные с нетяжелыми статьями, которые у нас на хозработах, а заодно и мне здесь помогают, натерли, — объясняет Наталья Купалова, методист музея. — У них, видите ли, примета появилась: погладишь Иосифа Виссарионовича по голове, и УДО гарантированно. Раньше в музей коврижкой не заманишь, все-таки не кухня, а теперь отбою от помощников нет.
— Не обидно, что посетителей с воли мало? — интересуюсь у смотрителя необычного музея.
— Почему мало? — вопросительно вскидывает брови Наталья. — Отбою нет! Даже отказывать приходится. Правда, в основном тут те, кто изучает юриспруденцию, и курсанты школы милиции. Им по профилю надо.
— Получается, что нашим артистам повезло? — усмехаюсь я.
— Повезло, — без тени улыбки кивает головой хранитель истории.
В таких условиях коротали время заключенные позапрошлого века.
КОНЦЕРТ С ДОПРОСОМ
«Везунчикам» в полутемном подвале пока явно не по себе. Сбились кучкой и осматриваются. А из камер на них нарисованными глазами таращатся заключенные. Манекены делали сами, волосы и бороды настоящие из остриженных волос местных сидельцев. Некоторые вещи тоже когда-то носили заключенные. Действительно не по себе. А тут еще рассказы о приведениях в темнице. Дверь заперта, периметр под охраной, а отсюда звуки, голоса и пахнет табаком. Когда поставили пожарную сигнализацию, она часто срабатывала — на дым. Забегали, открывали двери, а никого и нет. Только экспонаты весело поблескивают глазницами и носки у них постоянно протираются на подошвах. Жуть. Студенты смотрят на каторжников, каторжники на студентов, а по спине пробегают мурашки. Но методист долго предаваться мистическим настроениям не дает, собирает посетителей и уводит на экскурсию.
Уж кому-кому, а ей есть о чем поведать. Наталья Купалова здесь отработала в этом заведении более двадцати лет. Пришла по объявлению в девяностые, когда их проектный институт на ладан дышал и денег там не платили, да так и осталась. Сначала просто сотрудником СИЗО, затем смотрительницей музея. Навидалась всякого, теперь рассказывает. Мало ли, может, артистам в их работе пригодится? Сразу после небольшой ознакомительной прогулки — игра. Часть студентов и преподавателей запирают в камеру, часть надевает пилотки и берет опросные листы. Теперь они будут надзирателями, и их задача — опросить и подготовить к заключению в СИЗО банду гастролеров, маскирующихся под артистов. По ориентировке это ОПГ, особо опасные, обладают способностями задурить людям головы и втереться в доверие. Так что надо быть бдительными.
Артистов доставали по одному и опрашивали, тщательно фиксируя показания. Главарь — Жужа, рассказала все, что знала: и где родилась, и где росла, призналась, что очень любит музыку, и даже сыграла на гитаре, пытаясь разжалобить персонал заведения. Вот только в создании ОПГ признаваться отказалась, поэтому сотрудники хоть и расчувствовались, но не разжалобились. Как выяснилось, в тюрьму доставили целый ансамбль. После игры в полицейского и вора артисты провели в стенах тюрьмы настоящий «подвальник». Это то же самое, что квартирник, только в подвале. На удивление, тюремные баллады не пели, зато о любви сколько угодно. Даже на балалайке сыграли.
«Счастливый» товарищ Сталин
СОГЛАСИЛИСЬ И НЕ ПОЖАЛЕЛИ
— Приглашение оказалось достаточно необычным. Мы сначала подумали, что петь будем для тех, кто находится в предварительном заключении, хотя и к этому тоже были готовы. Ну а вообще нам все интересно. И посмотреть на все новое, на людей здесь. Опыт очень интересный и для студентов, и для меня. Я не могу сказать, что здесь испытываешь ощущение какой-то тяжести, давления. Просто любопытно. Если еще позовут — придем. Для нас это практика концертной художественно-творческой деятельности и практика близкого взаимоотношения с людьми. Есть понятие сцены, а есть понятие бытового живого исполнения, и они не так к нему привыкли, как к сценическому. Я всегда за то, чтобы быть как можно ближе к людям, — поделилась впечатлениями Татьяна Попова, доцент кафедры дирижирования народного эстрадного музыкального искусства.
Если поначалу артисты чувствовали себя немного скованно, то затем разошлись и перестали обращать внимание на тюремные стены. Освоились. Оказалось, что из монстров в СИЗО только приведения, а люди здесь работают вполне нормальные и даже веселые.
— Идея пригласить артистов родилась в следственном изоляторе, у нас тут работают очень креативные люди. В частности, Наталья Владимировна, руководитель музея, которая всегда ищет нестандартные формы для того, чтобы рассказать об истории нашего тюремного замка, о нашей службе. К нам приходит молодежь, а у молодежи должно формироваться правильное отношение к уголовно-исполнительной системе. Не секрет, что сегодня по телевизору в фильмах, средствах массовой информации сотрудников уголовно-исполнительной системы показывают с нелицеприятной стороны. На самом деле это большой и важный труд, поскольку они каждый день рискуют своей жизнью, работая с преступным миром, противостоя этому миру, защищая наше государство и людей, которые в нем живут. И студенты должны это знать и видеть. Тем более это артисты, которые, возможно, будут показывать наших сотрудников, так лучше они узнают о нашей службе из первых рук, — рассказала о целях, которые ставили перед собой сотрудники, организовавшие «подвальник», Татьяна Исайчева, заместитель начальника отдела по воспитательной и социальной работе с осужденными УФСИН России по Хабаровскому краю.
Заключенный атлет
Интересно, что изначально в группе студентов должен был быть парень, но узнав, где придется выступать, под благовидным предлогом отказался. Вот и остались девушки в одиночестве. Впрочем, никто о визите в СИЗО не жалеет.
— Я была на гастролях с филармонией, позвонила завкафедрой и предложила поиграть. Я согласилась. Почему бы и нет? Обыграться всегда надо. Если честно, она сначала не сказала, что это будет следственный изолятор, просто интересный музей. Я такая: «Ну ладно, хорошо, сходим». А потом, когда узнала, странно, но… хорошо. Достаточно интересно, атмосфера чувствуется, но она не сильно гнетет. Если позовут, то опять приду. Раньше ни в «подвальниках», ни в квартирниках не выступала, в основном на сцене, так что это интересный опыт. И посмотрела экспозицию, и в допросе поучаствовала в качестве подозреваемой, и сыграла. Необычно, но мне понравилось, — рассказала Юлия Лысяк, музыкант.
Необычная сценическая площадка
Вообще-то этот подвал в СИЗО музеем все называют больше по привычке. Создавалось все как музей, какое-то время работало как музей, но сейчас ситуация немного изменилась, и теперь это правильно называется «Постоянно действующая экспозиция по истории следственного изолятора №1 города Хабаровска, филиал музея развития уголовно-исполнительной системы на Дальнем Востоке». Но так слишком много букв — по старинке как-то привычнее и ближе.
— В управлении у нас тоже музей, и ему уже больше 20 лет. Что касается различных придумок, то, конечно, не мы одни это делаем. Поначалу, когда возникает эта идея, некоторые не понимают — мол, что за ерунда, но затем к всеобщему удовольствию все получается. Мы очень любим работать со студентами института культуры, они ко мне всегда стараются приводить своих студентов. Они очень любят ко мне приходить — тут можно покреативить, какие-то идеи подсмотреть, и с ними очень легко работать — всегда идет диалог, полезный и для них, и для нас.
— Идея с ОПГ, которую сегодня изображали студенты, имеет под собой какую-то реальную подоплеку?
— У можно сказать, что есть. Как-то в девяностые годы к нам в СИЗО привезли целый молодежный ансамбль. Не буду говорить какой, потому что они еще иногда выступают. В Хабаровск приехали псевдартисты, представлявшиеся известной группой, собрали целый стадион, но, когда вышли на сцену, люди поняли, что их обманули. Наряду милиции пришлось забрать этих артистов и спрятать в СИЗО, чтобы спасти от разъяренных людей. Они тут немного посидели, переждали народный гнев и укатили восвояси. Что касается этого концерта — оказалось, что наш подвал не самое худшее место для выступлений. Артисты сами подобрали репертуар, и романсы подошли как нельзя лучше. И звучание было на высоте, хоть и без микрофона, но как лился звук, слышали? Как будто сами стены их слушали. Мне кажется, даже наши арестанты-манекены в своих карцерах притихли, заслушались. Может, не будут больше хулиганить? Да и артисты, мне кажется, остались довольны, — считает Наталья Купалова.
Ну и еще один повод спеть в таком необычном месте — День работников СИЗО и тюрем, который отмечается в последний день октября. Вот и придумали «подвальник». Концерт сняли и потом покажут всем, кто не сможет прийти на торжественное собрание.
Смотрим фотографии концерта в подвалах хабаровского СИЗО
Смотрите фотогалерею по теме
Читайте также: Музыка для каменных сердец: певица Лилия Евсеева дала концерт в колонии Хабаровска. Православная певица верит, что песни, которые она поет, нужны тем, у кого сердце сокрушено
Источник: mk.ru